Бывший младший лейтенант Императорской армии Японии Хироо Онода, который 30 лет после окончания Второй мировой войны продолжал сражаться на филиппинском острове Лубанг, умер в Токио. Ему был 91 год.
История Оноды началась в 1944 году, когда он поступил в армейское училище, где готовили командный состав японской армии. Там он получил звание старшего сержанта. После Онода решил стать разведчиком, для чего пошел в училище Нагано. Однако закончить обучение не успел, поскольку его отправили на фронт.
В декабре 1944 года Онода оказался на Филиппинах в качестве командира спецотряда, который должен был проводить диверсионные операции в тылу противника.
В январе 1945 года Оноду отправили на остров Лубанг в звании младшего лейтенанта.
Перед отправкой Онода получил приказ от своего командира Сидзуо Екоямы, в котором говорилось, что самоубийство категорически запрещено, а продержаться нужно от трех до пяти лет, после чего Екояма приедет за ним. Затем последовал разгром японских частей на Филиппинах армией США, и Онода со своим отрядом, куда входили три человека, бежал в джунгли. Устроив там базу, Онода продолжил вести партизанскую войну в тылу врага.
После капитуляции Японии в руки Оноды попали листовки с сообщением об окончании войны, которые в конце 1945 года самолеты сбрасывали в джунглях. В листовках был приказ генерала Томоюки Ямаситы всем японским солдатам и офицерам о сдаче оружия и капитуляции.
Однако Онода посчитал известия о капитуляции вражеской пропагандой и продолжил сражаться с американскими войсками, ожидая, что вскоре остров снова окажется под контролем Японии.
Японские власти посчитали Оноду и его товарищей погибшими, поскольку с ними не было никакой связи. Однако в 1950 году рядовой Юити Акацу, который служил под руководством Оноды, сдался филиппинской полиции, а уже в следующем году вернулся на родину. Так японское правительство узнало, что Онода жив. Тогда же в Японии была создана комиссия, которая стала заниматься возвращением своих солдат, остававшихся за границей.
В 1954 году филиппинские полицейские столкнулись с отрядом Оноды и в перестрелке погиб рядовой Сеити Симада. После этого филиппинцы разрешили японцам провести поиски своих солдат на их территории, однако Онода и его подчиненный Кинсити Кодзука так и не были найдены.
Поиски проводились несколько раз вплоть до конца 1959 года, и их двоих повторно признали погибшими и даже наградили орденами.
Однако в 1972 году на Гуаме был найден капрал японской армии Сеити Екои, продолжавший воевать в джунглях. Стало очевидно, что могут оставаться военные, которые по-прежнему ведут свою войну. А чуть позже в том же году филиппинская полиция застрелила японского солдата, который пытался забрать рис у крестьян. Им оказался служивший под руководством Оноды Кинсити Кодзука. После этого японцы вновь отправили комиссию, которая должна была найти Оноду, но поиски вновь не принесли никаких результатов.
Японские власти пытались искать Оноду на протяжении 30 лет после окончания войны. Все это время он продолжал вести свою войну. Он собирал информацию о противнике, совершал вылазки, нападал на филиппинских военных и полицейских. В ходе этих операций он убил 30 и ранил 100 военных и гражданских лиц.
При этом Онода получал известия с родины благодаря перенастроенному радиоприемнику. Он знал, что в Токио прошли Олимпийские игры, знал об экономическом подъеме своей страны, но отказывался верить в то, что Япония проиграла войну. Еще в училище Оноду инструктировали, что противник прибегает к массовой дезинформации, поэтому стоит быть особенно бдительным.
В 1974 году Оноду в джунглях обнаружил японский путешественник Норио Судзуки. Он пытался уговорить его вернуться на родину, рассказывал о том, что происходит в Японии. Но Онода отказался, сославшись на то, что у него нет приказа сдаться от начальства.
После известия об этом японское правительство связалось с бывшим командиром Оноды — Есими Танигути, который после окончания войны работал в книжном магазине. В том же году Танигути прилетел на Филиппины, вышел на связь с Онодой. Он отдал ему приказ прекратить все военные операции и сдаться.
Онода сдался филиппинским военным в марте 1974 года. С собой у него были винтовка, патроны, гранаты и самурайский меч. Командир базы вернул меч Оноде, назвав его образцом армейской верности.
По законодательству Филиппин японца ждала смертная казнь, однако после вмешательства властей Японии он был помилован.
На родине Оноду встретили неоднозначно. Многие СМИ и общественные деятели говорили о том, что японец знал о капитуляции, но продолжал убивать филиппинцев. Зато чиновники и простые японцы поддержали Оноду. Он встречался с премьер-министром Японии, но посчитал себя недостойным встретиться с императором, потому что ничего особенного не совершил.
В 1975 году из-за такого внимания к своей персоне Онода переехал в Бразилию, где занимался скотоводством. А в 1984 году вернулся в Японию, где руководил организацией «Школы природы», занимавшейся социализацией подростков. О своем 30-летнем пребывании на Филиппинах Онода написал несколько книг, среди которых и мемуары «Не сдаваться: Моя тридцатилетняя война».
Хироо Онода вел свою войну на Филиппинах до 1974 года. Кроме него японец Екои Сеити «воевал» на Гуаме до 1972 года. Еще один японец, Тэруо Накамура, не признавал капитуляции Японии и продолжал войну до 1974 года в Индонезии. Онода и Накамура стали последними «сдавшимися» солдатами. Однако и после этого ходили многочисленные слухи, что японские солдаты, воевавшие во Второй мировой войне, скрываются на Филиппинах и в других странах, не веря, что война закончилась.