Уже за час до намеченного на 14.00 оглашения приговора Даниилу Константинову у рамок-металлоискателей в фойе Чертановского районного суда было не протолкнуться. Внушительная очередь из журналистов, друзей и родственников подсудимого стояла в коридоре, чтобы пройти досмотр.
Поддержать Константинова, помимо его соратников по националистическому движению Александра Белова-Поткина, Дмитрия Демушкина, Егора Холмогорова, Владимира Тора, в суд пришли Алексей Навальный, депутат Госдумы Дмитрий Гудков, экономист Андрей Илларионов, писатель Сергей Шаргунов, поэтесса Алина Витухновская.
Также к зданию суда пришел и недавно освобожденный «узник 6 мая» Владимир Акименков. Всего в помещение попали не меньше сотни человек. Во дворе суда тем временем дежурили два автобуса с бойцами ОМОНа, а на здании котельной рядом с судом кто-то накануне нанес свежую надпись «Свободу Даниилу Константинову».
Напомним, по версии следствия, вечером 3 декабря 2011 года на юге Москвы Константинов убил ударом ножа случайно встретившегося на пути ранее незнакомого ему 24-летнего Алексея Темникова. Ссора произошла на почве внезапно возникшей ненависти, якобы из-за того, что убитый был панком.
Константинов свою вину с самого начала категорически отрицал, утверждая, что у него есть алиби — в день и время убийства он находился на дне рождения своей матери в ресторане рядом со станцией метро «Проспект Мира».
Ключевой свидетель обвинения — ранее судимый Алексей Софронов, присутствовавший при убийстве Темникова. Допрос Софронова в суде проходил в ноябре 2013 года в закрытом режиме. Адвокаты Константинова рассказывали, что Софронов путается в показаниях. Кроме того, по словам адвоката Константинова — Дмитрия Динзе, ему удалось выяснить, что, находясь под госзащитой, Софронов дважды привлекался к уголовной ответственности за серию краж, в том числе со взломом, и оба раза отделывался условным сроком. 17 декабря Даниил Константинов произнес свое последнее слово, после чего суд объявил, что огласит приговор 26 декабря.
Перед входом в зал 306, где в четверг должно было состояться оглашение вердикта, образовалась небольшая давка, приставы при помощи ОМОНа оттеснили всех, кроме прессы, в дальний конец коридора, чтобы дать возможность конвою провести подсудимого в зал. Конвоиры в масках провели Константинова, затем в зал запустили журналистов, а после — родственников и знакомых. Группа поддержка Даниила во главе с его отцом, политиком Ильей Константиновым, пребывала в крайне возбужденном состоянии.
В зале стоял сильный шум, но приставы почему-то не требовали соблюдать тишину. В результате заседание началось незаметно, а закончилось быстро, менее чем за 10 минут. При этом многие не поняли, что же на самом деле произошло.
Судья Галина Тюркина вышла из совещательной комнаты и спокойно, не обращая внимания на галдеж и скандирование, начала читать текст. Однако в ее руках был не текст приговора, а постановление об отправке дела на доследование «в связи с допущенными нарушениями».
По притихшему залу распространился непонимающий гул, сквозь который с трудом можно было расслышать, как судья постановил оставить прежней меру пресечения Константинову. Срок содержания под стражей Константинову продлен до 4 марта 2014 года. На этом судья закрыла заседание.
Такого исхода не ожидал никто из присутствующих.
«Это еще не победа, но уже половина дела», — переговаривались между собой соратники Константинова в майках с его изображением, а выйдя из зала, прямо в коридоре принялись скандировать: «Свободу!», «Судей нужно выбирать!».
Уже на улице адвокат Константинова Валерий Шкред рассказал «Газете.Ru», что это был «не самый ожидаемый исход», и уточнил детали, из-за которых дело было возвращено в прокуратуру. «Сегодня в Чертановском суде было назначено оглашение, — пояснил он. — Судья вышла из совещательной комнаты и огласила постановление о возвращении уголовного дела прокурору на основании существенных нарушений УПК, допущенных в предварительном расследовании.
Так, показания свидетеля Софронова не соответствуют фабуле предъявленного обвинения. Он утверждает, что драка между Константиновым и якобы убитым им Темниковым произошла у вестибюля станции метро «Улица Академика Янгеля», а в предъявленном обвинении говорится, что удар ножом Константинов нанес рядом с домом 1 к. 6 по улице Газопроводная.
Второе существенное нарушение состоит в том, что вещественные доказательства — заказы столиков и вещи Константинова, в которых он был в тот день в ресторане, не были приобщены к материалам дела. Суд посчитал, что без предоставления этих доказательств постановить законный обоснованный приговор не представляется возможным. Данное постановление нас устраивает, но меру пресечения мы будем обжаловать, поскольку Даниил Константинов не виновен и скрываться не намерен. Конечно, это еще не оправдательное решение, но это лучше, чем мы ожидали».