Все члены экипажа ледокола Arctic Sunrise и активисты Greenpeace согласились на прекращение уголовного дела против них по амнистии. Об этом в понедельник «Газете.Ru» сообщила официальный представитель российского отделения Greenpeace Халимат Текеева.
«Вся арктическая тридцатка согласилась на амнистию, теперь мы ждем, когда закончатся бюрократические процедуры,
— заявила Текеева. — Это абсолютно не означает, что они признали себя виновными. Они считают, что ни в чем не виноваты — ни в пиратстве, ни в хулиганстве. Амнистия принята экипажем именно потому, что можно не признавать свою вину».
По словам Текеевой, не исключено, что наступающий год все активисты встретят дома. «Мы очень надеемся, что сейчас быстро все разрешится и иностранцы встретят Новый год дома», — сказала она.
Решение принять амнистию далось активистам Greenpeace непросто.
«После долгих консультаций я был вынужден согласиться с тем, что это правильная позиция — взять амнистию, — рассказал «Газете.Ru» Денис Синяков, фотожурналист из команды Arctic Sunrise. — Признавать свою вину от нас требовать не будут. Но амнистия, к сожалению, не дает права на реабилитацию.
Это, конечно, не судимость, но осадок останется. Не факт, что это не всплывет, когда я, например, захочу получить американскую визу. Или мой сын захочет стать государственным служащим. Решение непросто давалось мне, моему адвокату. Как очень хороший адвокат, он хотел довести дело до суда, несмотря на то что надежды было мало. Для нас это была принципиальная позиция».
По словам Синякова, решение о принятии амнистии принималось всеми активистами совместно. Никто из тридцатки по-прежнему не признает вину, более того, многие намерены отстаивать невиновность в ЕСПЧ. «Конечно, по ТВ могут сказать, что все 30 членов экипажа признали свою вину, — говорит фотограф. — Но амнистия не требует никакого признания. Просто дело прекращается в связи с актом, принятым в Думе. Никто из нас вину, естественно, не признал.
Есть консолидированное заявление, почему команда вынуждена взять амнистию. Мы не сможем больше искать правосудия в России, но это не отменяет права каждого из нас подавать жалобу в ЕСПЧ, чем я, собственно, и буду заниматься и мой адвокат тоже».
Синяков утверждает, что, если бы он отказался от амнистии, Greenpeace, скорее всего, не вернули бы корабль, следствие бы продолжалось еще месяцев девять, а потом бы состоялся суд. Все это время он бы не смог заниматься журналистикой — загранпаспорт изъят, фотоархив находится у следователей, без конца приходилось бы посещать следственные органы и суды. «Я бы перестал быть журналистом, а стал бы политическим активистом, — размышляет Синяков. — Но я фотожурналист, это моя работа, я гораздо больше сделаю в этой области. Все-таки я не Толоконникова, не Ходорковский. Вероятнее всего, мне бы дали условный срок в итоге, и это было бы еще хуже, чем принятие амнистии. Но как человеку мне это решение давалось очень сложно».
В управлении Следственного комитета по СЗФО, где расследуется «хулиганство» экологов, от официальных комментариев отказываются. Однако источник «Газеты.Ru», близкий к следствию, говорит, что всех активистов вызовут к следователю уже на этой неделе, чтобы подписать постановление о прекращении уголовного дела.
«Как говорил Штирлиц, запоминаются всегда последние слова и поступки, — пошутил собеседник. — До 1 января иностранцы должны уехать из страны, вещдоки, корабль им вернут».
Об этом же говорит и Синяков. «Насколько я знаю, есть договоренности, что до Нового года следствие постарается, чтобы иностранцам выдали визы и они смогли покинуть Россию. Это неподтвержденная информация, но адвокаты об этом говорят, да», — подтвердил он.
Адвокат Greenpeace Антон Бенеславский полагает, что о решениях по закрытию дел может стать известно в течение этой недели. «Теперь все зависит от работы следствия и того, сколько времени потребуется на проведение необходимых процедур», — заявил Бенеславский в понедельник.
Юрист Greenpeace Михаил Крейндлин считает, что иностранные активисты, которые находятся под следствием, скорее всего, смогут на этой неделе получить визу на выезд и вернуться домой.
«Может быть, они смогут вылететь домой уже на этой неделе, но гарантировать этого нельзя. Это зависит от Следственного комитета и Федеральной миграционной службы. СК выпускает постановление о прекращении дела, после чего ФМС разрешает выезд из России. Паспорта находятся у них на руках»,
— заявил Крейндлин. Он также отметил, что будет снят арест с судна Arctic Sunrise, которое находится в Мурманске.