Как только появились первые сообщения о кончине Нельсона Манделы, к его дому в пригороде Йоханнесбурга Соуэто, в котором он жил в 1940–1950-е и который впоследствии стал музеем, а также к особняку на севере города, где Мандела провел последние годы жизни, с ночи начали стекаться люди.
Они держали в руках свечи, цветы и портреты улыбающегося Мадибы, как его ласково называют соотечественники (одно из клановых имен народа коса, которому он принадлежит. — «Газета.Ru»), передает «Би-би-си». С наступлением дня пришедших становилось все больше, и в конце концов сотни незнакомых людей начали собираться в разных точках Йоханнесбурга и других городах ЮАР, чтобы вместе вспомнить Мадибу и почтить его память.
Кто-то плакал, другие танцевали, обмотавшись во флаг ЮАР, запускали в небо зажженные фонарики и пели песни времен борьбы с апартеидом, выражая свою благодарность Манделе. «Мы празднуем, что такой человек, как Мадиба, жил на свете, и радуемся всему, что он сделал для нас»,
— рассказала одна из женщин, пришедших к музею в Соуэто, Терри Мокоэна.
«Мандела дал мне возможность жить так, как я живу сейчас… свободно», — цитирует NBC News слова молодого темнокожего южноафриканца, также пришедшего почтить память экс-президента ЮАР.
«Он всегда был готов прийти на помощь нашему народу, он был той неизменной фигурой, той константой, которой сегодня в нашем правительстве, к сожалению, нет», — считает Робин Рэх, пришедшая к дому Манделы еще затемно.
По мнению другой участницы стихийной акции в память экс-президента ЮАР, Покенг Мохатлейн, «после всего, через что ему пришлось пройти, люди не смогут принимать все, что имеют, как должное».
«Бог был очень милостив к нам, к Южной Африке, сделав Нельсона Манделу нашим президентом в критический момент в нашей истории», — считает давний друг и соратник Манделы архиепископ Десмонд Туту. Во время своей проповеди на службе в Кейптауне Туту сказал, что Мадиба «объяснил расколотому народу, как объединиться».
Рано утром в пятницу тело Манделы доставили в военный госпиталь Претории. В ближайшие три-четыре дня его должны забальзамировать, после чего на футбольном стадионе «Соккер Сити» в Йоханнесбурге, рассчитанном на 95 тыс. человек, должна состояться церемония прощания с экс-президентом ЮАР.
Затем, как ожидается, гроб с его телом несколько дней простоит в Претории для всех желающих проститься с Манделой.
Тем временем, как сообщает Guardian, власти ЮАР подготовили план траурных событий заранее, причем по масштабу и уровню подготовки прощание с Мадибой может сравниться с чемпионатом мира по футболу, проходившим в Южной Африке в 2010 году.
«Тело должно быть перевезено под охраной в морг в течение одного дня. На второй день книга соболезнований будет открыта для всех иностранных миссий. На третий день в Претории пройдет брифинг для иностранных дипломатов. На четвертый день чиновники будут посещать семью Манделы. На шестой день состоится панихида с высокопоставленными госдеятелями. Еще три дня будет проходить прощание с Манделой в Претории. На 10-й день траурных мероприятий пройдет военная репетиция похорон. На 11-й день пройдет процессия из морга в Дом советов, где и состоится официальное прощание», — говорится в официальном плане.
Только после этого тело Манделы доставят в деревню Куна на востоке ЮАР, где, как он вспоминал в своей автобиографии, прошли самые счастливые моменты его детства.
«Мадиба дружил с моим отцом и даже хотел построить свой дом рядом с нашим. Это был по-настоящему великий человек, — цитирует телеканал Sky News слова старожила Куны 82-летнего Кекану Геледвейна. — Никто не мог сделать того, что сделал тогда он». По словам старика, в деревне не могут смириться с мыслью, что Манделы больше нет.
Именно в Куне на 12-й день после смерти экс-президента ЮАР и будет погребено его тело. До этого момента по распоряжению президента республики Джейкоба Зумы государственные флаги в Южной Африке будут приспущены. С таким же распоряжением выступили руководители многих других стран. В частности, в знак траура в связи с кончиной Манделы флаги будут приспущены во Франции, Великобритании и США.