Во вторник в Сане, столице Йемена, были расстреляны двое граждан Белоруссии, которые работали в местном министерстве обороны. По предварительным данным, утром они вышли из гостиницы «Амстердам» в Сане и стояли на улице, ожидая трансфера. В этот момент по офицерам открыли огонь из автоматического оружия с глушителем двое преступников, проезжавших на мотоцикле.
Один военный был убит выстрелом в голову, второй получил тяжелые ранения и был доставлен в критическом состоянии в больницу.
Некоторые западные СМИ заявили, что пострадавшие военные специалисты могли быть гражданами России. Однако российские дипломаты в Йемене сообщили «Интерфаксу», что сейчас сотрудничество России и Йемена в военной сфере приостановлено, но не исключили, что военные специалисты все равно могут находиться в этой стране по частным контрактам.
Первоначально проходила информация, что подвергшиеся нападению были военными советниками в охране президента страны.
Однако позже официальный представитель МВД Йемена полковник Мохаммед аль-Маури заявил Associated Press, что военные специалисты работали на министерство обороны.
Он также отметил, что власти начали расследование.
«Мы подтверждаем, что в Йемене в результате инцидента с применением огнестрельного оружия пострадали граждане Белоруссии, которые работали там по официальному контракту», — заявил ИТАР-ТАСС пресс-секретарь МИД Белоруссии Андрей Савиных. По его словам, сейчас консульская служба связывается с йеменскими властями для уточнения всех обстоятельств происшествия и оказания необходимой помощи.
Научный сотрудник сектора Ближнего Востока Российского института стратегических исследований Павел Густерин, который в 2000-х годах был сотрудником посольства России в Йемене, рассказал «Газете.Ru», что российских военных советников на территории страны сейчас быть не может, поскольку эта группа была отозвана в 2011 году по соображениям безопасности.
«Ситуация, когда белорусские граждане работают на министерство обороны Йемена, возможна, — считает Густерин. — Хотя непонятно, что называется официальным контрактом: одно дело, если они приехали по договоренности между правительствами стран, а другое — если приехали двое искателей приключений, которые подписали какой-то контракт, можно ли его называть официальным? Вероятно, это отставные белорусские офицеры, которые находились в Йемене по контракту, чтобы делиться опытом с местными военными. Возможно, они и служили в советских или российских вооруженных силах».
По словам эксперта, военные советники могли обучать йеменских военнослужащих работе с техникой. «В свое время техники туда приходило очень много, главным образом из Советского Союза, то есть это та техника, которая стоит на вооружении и в белорусской армии. А у йеменских военнослужащих очень низкий уровень образования.
Так что пострадавшие офицеры, скорее всего, могли быть инструкторами по освоению военной техникой.
Возможно, это были авиационные инструкторы: в Йемен поставлялись российские самолеты, и известно, что йеменцы летают не очень хорошо», — объясняет Густерин.
Официальная группа российских военных советников находилась в Йемене до 2011 года. Возглавлял ее, кстати, генерал-майор Юрий Танаев, который позже стал министром обороны Южной Осетии (сейчас он уже им не является). «Сотрудничество с российскими военными советниками было приостановлено. Сначала эвакуировали семьи российских военнослужащих, а потом уехали и сами военные. Наши военные жили в отдельном военном городке, они тоже занимались обучением военной технике», — говорит Густерин.
По его словам, расстрел белорусских военных — сигнал иностранцам, что им не следует лезть в дела Йемена.
«США просили в свое время ввести свои войска в Йемен под известным предлогом борьбы с терроризмом, — говорит Густерин. — Но йеменские власти категорически этому воспротивились. Так что этот расстрел — знак властям Йемена, что не нужно допускать военного иностранного присутствия на территории Йемена, даже в виде двух зарубежных военных специалистов в министерстве обороны. Потому что если йеменские власти на это пойдут, то прежде всего будет дан зеленый сигнал американским военным, а это означает удар по «Аль-Каиде» (организация запрещена в России). Скорее всего, из этих структур такой «привет» и прислали».
По словам эксперта, сейчас в Йемене есть несколько официальных американских советников, которые обслуживают базы с беспилотниками. «А тех, кто едет туда на свой страх и риск, там очень много», — говорит он. Также в Йемене есть контингент американских военных, которые однако находятся там с другими целями, в частности, для возможных действий на сирийском направлении.
Между тем двое мотоциклистов, расстрелявших белорусских военных, как предполагается, чуть позже совершили в Сане еще одно нападение. На этот раз они застрелили йеменского офицера, майора Ахмед аль-Джаадари. Он погиб на месте.