Правоохранительные органы Германии обнаружили настоящий клад в одной из квартир Мюнхена. Почти 70 лет шедевры мирового искусства хранились в захудалом жилище Корнелиуса Гурлитта, сына торговца картинами Хильдебрандта Гурлитта, пишет The Daily Mail. Среди 1500 найденных полотен были работы таких мастеров, как Пабло Пикассо, Пьер Ренуар, Анри Матисс и Марк Шагал, которые считались потерянными во время бомбардировки Дрездена в 1945 году.
Эксперты оценивают общую стоимость картин в один миллиард евро.
Как полагают власти, многие из этих произведений искусства принадлежали евреям, у которых их отобрали нацисты в 30-х годах XX века. Фашисты считали произведения импрессионистов, кубистов и модернистов «дегенеративным искусством», которое лучше прятать от глаз «истинных арийцев». Хильдебрандт Гурлитт во время Второй мировой войны руководил сбором таких произведений. К моменту прихода нацистов к власти он был одним из самых уважаемых искусствоведов в Германии. Некоторые полотна он выкупал за бесценок. В итоге около 1500 картин перешли по наследству его сыну.
В сентябре 2010 года Корнелиус Гурлитт привлек внимание таможенной службы во время путешествия на поезде из Швейцарии в Германию. Таможенники проводили обычную проверку междугороднего экспресса Цюрих — Мюнхен: состоятельные немцы часто хранят свои сбережения в Швейцарии, чтобы избежать высоких налоговых ставок на родине. В ходе проверки они попросили документы у седого человека. Он представил австрийский паспорт на имя Рольфа Николауса Корнелиуса Гурлитта, родившегося 28 декабря 1933 года в Гамбурге и в настоящее время проживающего в Зальцбурге. Мужчина сильно нервничал, сказал, что ездил в Швейцарию по бизнес-делам. После этого он вытащил конверт с банкнотами на 9 тыс. евро, тогда как лимит при пересечении границы составляет одну тысячу евро. Гурлитта отпустили, но таможенники все-таки решили его проверить.
Проверки вскоре показали, что он проживает не в Зальцбурге, а в Мюнхене, где не был зарегистрирован.
Он никогда не работал и не имел очевидного источника дохода — у него не было ни пенсии, ни медицинского страхования. «Он был человеком, который не существует», — рассказал представитель таможенной службы.
Весной 2011 года следователи получили ордер на обыск его съемной квартиры, за которую он платил около 700 евро в месяц. Во время обыска следователи нашли произведения искусства за старыми банками из-под макарон, бобов и фруктов. «Мы вошли в квартиру, ожидая найти несколько тысяч евро, незаконно обналиченных с черного банковского счета, — рассказал представитель таможенной службы. — Но мы были ошеломлены тем, что обнаружили. От пола до потолка вся стена от спальни до ванной комнаты была уставлена жестяными банками с едой, по большей части производства 1980-х годов. А за ними все эти картины. Нам говорят, они стоят более миллиарда евро, но реальная ценность неоценима. Это сокровище».
После смерти отца Корнелиус стал продавать картины, чтобы выручить деньги на жизнь. Следователи обнаружили счет на его имя на сотни тысяч евро. Так, уже известно, что он продал работу немецкого художника Макса Бекмана «Укротитель львов» за 750 тыс. евро.
Последующие два года эксперты пытались установить законных владельцев картин.
В частности, установлено, что портрет неизвестной женщины руки французского мастера Анри Матисса принадлежал еврейскому коллекционеру Полу Розенбергу. Ему пришлось отказаться от своей коллекции после того, как он сбежал из Парижа, когда Францию оккупировали немецкие войска в 1940 году. Его внучка Анна Синклер, супруга экс-главы банка МВФ Доминика Стросс-Кана, в течение нескольких десятилетий пытается восстановить коллекцию деда. Однако о существовании этой картины она даже не подозревала.
Многие из найденных картин были на «Выставке дегенеративного искусства», которая открылась в Мюнхене в 1937 году. Десятки тысяч немцев тогда выстраивались в очереди, чтобы посмотреть на то, что так не нравилось их лидерам.
По данным немецкого журнала Focus, около 200–300 картин из коллекции Гурлитта были на этой выставке.
Остальные, как предполагается, евреи продавали сами, чтобы приобрести визы и покинуть Германию. Но поскольку они были куплены, пусть и за гроши, то большинство картин, вероятно, должно быть возвращено Корнелиусу. Правда, теперь ему грозит лишение свободы за уклонение от уплаты налогов и отмывание денег.
После окончания войны отец Корнелиуса заявил, что все произведения сгорели в их семейном доме во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945 года. Хильдебрандт Гурлитт имел еврейские корни, и его первоначальная нелюбовь к нацизму сделала его жертвой. Ему никогда не ставили в вину, что он обирал евреев.
Гурлитт-старший погиб в автокатастрофе в 1956 году, и никому в голову не могло прийти, что его коллекция на самом деле сохранилась. Сам он после войны никакого интереса к торговле произведениями искусства не проявлял.