Думские справедливоросы предложили разделить органы МВД на федеральную полицию и муниципальную милицию. Как заявил в ходе обсуждения событий в Бирюлеве заместитель руководителя фракции в Госдуме Валерий Гартунг, причина беспорядков — не межнациональный конфликт. «Истинная причина многих волнений в нашей стране — коррупция, бездействие либо соучастие в преступлениях сотрудников местной администрации и полиции, отсутствие независимых судов, где люди могли бы получить справедливое решение, — сказал он. — Поэтому такие Бирюлева будут оставаться у нас по всей стране».
В Москве не избираются органы местного самоуправления, огромный мегаполис управляется из единого центра, а граждане лишены возможности влиять на ситуацию, напомнил депутат. При этом проблема бытовой преступности лежит на уровне местного самоуправления и решаться должна там. «В Конституции записано, что носителем власти в стране является народ, — напомнил депутат. — Давайте дадим ему это на муниципальном уровне».
«При всем уважении к вам, — обратился Гартунг к Колокольцеву, — вы не наруководитесь лично в каждом Бирюлеве.
Надо, чтобы на местном уровне полиция принимала решения, адекватные ситуации. А чтобы это стало возможно, мы предлагаем разделить органы внутренних дел на муниципальную милицию и федеральную полицию. И чтобы главу муниципальной милиции избирало само население».
То же самое касается и мировых судей, разбирающих бытовые конфликты, считает депутат. «Если граждане смогут давать оценку мировому судье, лишившийся доверия избирателей человек уже не будет судьей, — уверен Гартунг. — А сегодня, если не хватает юридических аргументов, добавляют финансовые. И все мы, сидящие в этом зале, это знаем, но ничего не можем с этим сделать. Должен быть самоочищающийся механизм, лучшего не придумаешь».
Глава МВД Владимир Колокольцев выступал раньше депутатов и не мог ответить напрямую на это предложение. Однако также высказался насчет причин невысокого качества работы своих подчиненных, в частности выполняющих подавляющую часть работы на местах участковых. Министр напомнил, что советский Анискин обслуживал несколько сот законопослушных граждан. Сейчас в Москве на одного участкового, рассматривающего почти треть всех заявлений граждан, приходится от 5 тыс. до 10 тыс. человек. А на профучете у каждого участкового стоит почти по 60 лиц, отбывших наказание.
«Ученые-социологи подсчитали, что, исходя из объема полномочий участкового, ему требуется минимум 16 часов работы в день. Поэтому, пользуясь этой трибуной, прошу внести в УПК изменения, соответствующие реалиям сегодняшнего дня», — заявил министр.
Что касается ответственности ведомства за произошедшее в Бирюлеве, то, по мнению министра, она «в правовом государстве должна быть совокупной». «Надо пересмотреть ответственность как работодателей, так и арендодателей жилья, — заявил он. —
Это ненормальная ситуация, когда одни жители выходят на сход против нелегалов, а другие сдают им жилье. Только в Бирюлеве было выявлено около 2 тыс. таких квартир».
В профсоюзе сотрудников органов внутренних дел Москвы и Московской области предложение о создании муниципальной милиции и выборности ее руководства поддерживают. «Надо брать опыт США, где давно существует такая система, — считает председатель профсоюза Михаил Пашкин. — За шерифами будут следить федералы, милиция будет следить за федералами, это здоровая конкуренция, без которой нельзя. Жителям не нужны будут липовые показатели, если они увидят, что шериф не борется с проституцией, не наводит порядок с незаконной торговлей, его просто переизберут. И все это вписывается в закон о полиции, где сказано, что главным критерием оценки деятельности полиции является мнение населения. Сейчас это чистой воды декларация. А вот при выборе шерифа это мнение будет учитываться».
Сами рядовые участковые, по словам председателя профсоюза, хотели бы работать 40 часов в неделю, видеть свои семьи, жить в нормальной квартире на территории своего участка и не заниматься незаконными делами, которыми их заставляют заниматься начальники.
«Рядовой участковый идет проверять магазин и узнает, что этот магазин крышует его начальник, — привел пример Пашкин. — И таких случаев полно. Так, в Свиблове пришел молодой честный парень, стал наводить на участке порядок, выселять нелегалов. Так ему за месяц влепили четыре взыскания».
Кроме всего прочего этот участковый обнаружил, что в служебной квартире, закрепленной за органами внутренних дел, проживали киргизы, рассказал глава профсоюза.
«Естественно, от него захотели избавиться, начали наказывать, довели даже до больницы, куда он попал на нервной почве, — рассказал Пашкин. — Мы его защитили, обращались к Якунину. Сейчас он работает, начальника его сняли после поверки, но заместитель начальника и разделяющие его методы сотрудники работают. В этой системе бесполезно что-то менять. Если в ней находится кто-то честный, эта коррупционная система его изживает. Совсем другое дело, если принимать решения будет народ. Но тогда придется и власть отдавать народу».
То же самое, по словам Пашкина, касается и мировых судей. В случае если судья выносит решение, не согласованное наверху, к нему тут же приходит проверка, которая находит в его делах нарушения и направляет на ковер в квалификационную коллегию.
По мнению зампреда комиссии Мосгордумы по безопасности, президента ассоциации ветеранов антитеррористического подразделения «Альфа» Сергея Гончарова, появление муниципальной милиции и выборы своего «шерифа» и мирового судьи поддержало бы большинство населения страны, «вопрос в том, кто это будет финансировать».
«Подразумевается, что муниципальную милицию будет финансировать местная власть, у которой в загашнике иногда мертвого таракана нет, — пояснил депутат «Газете.Ru». — Следует сделать два уровня полиции: один высшего уровня, который будет заниматься очень серьезными делами, и второй, который работает в районе и занимается подсудными ему делами. Если федеральная власть готова профинансировать и то, и другое, я двумя руками за».
Коллега Гончарова, председатель комиссии Мосгордумы, ответственной за назначение мировых судей в Москве, Валерий Шапошников считает выборы мировых судей нецелесообразными. «Осуществлять правосудие должны профессионалы, — заявил депутат «Газете.Ru». — Сегодня мировые судьи назначаются законодательным органом власти по представлению председателя городского суда. К ним предъявляются высокие требования: специальное образование, стаж, знание законов, проверка его самого и родственников.
Можно, конечно, избрать всем двором и судью, и главного инженера, не имеющего никакого отношения к технике. Мы это уже проходили».
Кроме того, по мнению Шапошникова, не понятно, кто будет нести ответственность за работу избранного судьи и отзывать его в случае неподобающего поведения или плохой работы. По его словам, у общественности и сейчас достаточно возможностей для контроля за назначением мировых судей. В квалификационной коллегии судей 7 человек из 21 — представители общественности. А комиссия Мосгордумы, рассматривающая каждую кандидатуру, работает открыто и приглашает на свои заседания всех заинтересованных лиц.
По словам Гартунга, мнение о том, что российские граждане не дозрели до выбора шерифов и судей, разделяет и большинство депутатов Госдумы.
«Вопрос доверия гражданам и их выбору на самом деле вопрос о власти, а отдавать ее не хочет никто, — заявил он «Газете.Ru». — Позволить жителям выбирать руководителя муниципальной милиции означает потерять контроль за определенными силовыми функциями. Сегодня полиция — инструмент прикрытия фальсификаций на выборах, давления на граждан. Кроме того, власть, которая пытается все централизовать и управлять в ручном режиме, боится независимого местного самоуправления, которое может привести к разрушению священной коровы — вертикали. Уж лучше пусть остаются «резиновые квартиры», с которыми подотчетные населению милиция и мировые судьи разобрались бы очень быстро. Как решилась бы и масса других вопросов».