В минувший четверг в московский Музей техники Apple приехал один из основателей компании Стивен Возняк. Частный музей Apple открылся в Москве недалеко от станции метро «Таганская» в феврале прошлого года усилиями энтузиастов, при поддержке предпринимателя Евгения Бутмана и коллекционера Андрея Антонова. Послушать Возняка, до прихода в Apple работавшего инженером Hewlett-Packard, пришло совсем немного людей — сотрудники музея, несколько поклонников продукции Apple и корреспондент «Газеты.Ru».
Возняк с удовольствием позирует для фанатов знаменитого бренда и шутит, что один из них чем-то напоминает Сноудена, — при этом признается, что уважает поступок бывшего сотрудника Агентства национальной безопасности. «Когда кто-то выступает против несправедливости в компании, можно в худшем случае потерять работу. А здесь, когда вы идете против АНБ, вы рискуете, что вас арестуют, посадят, поэтому ему не остается ничего больше, как бежать.
И если ты ставишь принципы выше денег и идешь на риски, я уважаю это», — говорит Возняк, который, как оказалось, в России чувствует себя как дома. Его отец — украинец, и он с гордостью замечает, что русские, украинцы и поляки часто принимают его за своего: «Восточная Европа — это мое любимое место».
Хотя для большинства фанатов Apple главной культовой фигурой является покойный Стив Джобс, именно бывший вице-президент Возняк, или просто Woz, инженер до мозга костей — один из тех, кому принадлежат многие изобретения компании. Он написал большую часть программного обеспечения и курировал научные разработки в Apple. Скользя взглядом по музейным экспонатам, которые сегодня кажутся доисторическими динозаврами, Возняк вспоминает, как ночами 1977 года работал над созданием дисковода для компьютера Apple II. Приближалась технологическая выставка в Лас-Вегасе, и, признается Возняк, ему очень хотелось попасть туда, увидеть главный город американских развлечений своими глазами. «Я работал ночами, а Джобс мне потом говорил, что я филоню, так как я приходил позже», — рассказывает он под общий смех слушателей.
Между двумя Стивами были непростые отношения: его школьный товарищ Джобс был известен жесткими манерами и собственным стилем общения с сотрудниками. «Он часто позволял себе повышать голос на людей, я никогда не позволял себе этого», — говорит Возняк.
Возняк, как и Джобс, стал миллионером после того, как кажущийся сегодня таким неказистым Apple II вышел на американский рынок в 1977 году. Сам Возняк покинул компанию после катастрофы на частном бизнес-джете в 1981-м. Врачи собрали его буквально по кусочкам, он пережил ретроградную амнезию, и чувствуется, что ему до сих пор тяжело об этом говорить. В перерывах между ответами на вопросы российских фанатов Apple, он придается ностальгическим воспоминаниям — перечисляет имена бывших сотрудников, стоявших у истоков компании. Со смехом Возняк вспоминает, что один из них «даже был коммунистом».
Сегодня левые и борцы против идеологии общества потребления упрекают компанию в том, что, создавая ажиотаж вокруг своих продуктов, она провоцирует людей и потакает потребительским инстинктам. Сам Возняк частично согласен с претензиями: «Я вижу, что есть ощущение перенасыщенности технологиями и желание использовать это в меньшей степени. Часто, когда появляется новое программное обеспечение, мы кидаемся на него, потом появляется что-то еще, и мы понимаем, что не так нам это было и нужно. Нет такой функции, которая настолько критична, что без нее нельзя обойтись», — философски заключает Возняк.
Пригубив белого вина, Возняк встает из-за стола, чтобы поклонники и сотрудники музея могли с ним сфотографироваться. Все достают айфоны и айпады Apple, и вдруг один молодой человек фотографирует Возняка телефоном HTC. Когда корреспондент «Газеты.Ru» обратил внимание инженера на это, Возняк сказал, что ничего не имеет против и сам пользуется телефонами HTC и Samsung: «Мне нравится, что у них большие экраны и они дают возможность все лучше увидеть. Apple не шел по их пути, но мы тоже увеличивали экран».
«Когда появился iPhone, он стал хитом потому, что у него был один из самых больших экранов и не надо было возиться с кнопками, как на Blackberry. У каждого, кто им пользовался, есть свои представления: кому-то нужен больший размер, кто-то хочет меньше. Наш подход проще: у нас нет такого широкого разброса размеров от малого до большого, и я думаю, так и будет и дальше. Мы не хотим менять все слишком радикально, мы просто хотим создавать отличные продукты, которые делают то, чего от них ждут люди, — продолжает Возняк. — Я думаю, что Apple — это одна из тех компаний, которая всегда создавала компьютеры, которыми легко пользоваться, без необходимости изучать новые примочки». На вопрос, каким он видит будущее Apple, программист-миллионер ответил, что, по его мнению, было бы хорошо, если бы компания сделала смартфон Apple на платформе Android: «Это шокирует мир. А продукты Apple и должны шокировать».