Следственный комитет в среду объявил, что на ледоколе Greenpeace были обнаружены некие вещества, похожие на наркотики. В сообщении ведомства при этом говорится, что лишь предположительно речь о маковой соломке и морфине.
В головной организации Greenpeace International сообщили, что обнаруженные наркотики «могли быть медицинскими препаратами, которые судно обязано иметь согласно морскому праву».
«Обвинение России в хранении наркотических средств может относиться к морфину, который должен находиться под замком в судовой аптечке по требованию голландского законодательства. На борту был квалифицированный врач более с чем десятилетним стажем работы в российской больнице (Екатерина Заспа. — «Газета.Ru»). Некоторые медикаменты хранятся в сейфе, к которому есть доступ только у капитана и доктора. Мы знаем, что сейф был взломан представителями российских властей во время обыска», — говорится в заявлении организации.
В российском отделении экологической организации подтвердили, что, вероятно, следователи имели в виду медицинские препараты. «Если голландскими законами предусмотрена комплектация бортовой аптечки такими препаратами, то тогда такое могло быть», — пояснила «Газете.Ru» пресс-секретарь организации в Мурманске Анна Смирнова. «Но перед выездом из Норвегии судно осматривалось норвежскими властями, в том числе с использованием служебной собаки. Ничего противозаконного на корабле не было найдено», — добавила Смирнова, указав, что в Норвегии самый строгий закон в области хранения наркотиков.
В «Greenpeace России» напомнили, что судно находилось вне контроля экологов и членов экипажа с 19 сентября.
«А с 24 сентября на судне не было ни одного члена экипажа и активиста, — заявил «Газете.Ru» юрист «Greenpeace России» Михаил Крейндлин, пояснив, что сейчас они не отвечают за происходящее на судне. — Оно находилось под контролем пограничников, а потом Следственного комитета». Кроме того, в организации напомнили, что еще 19 сентября пограничная служба ФСБ России 12 часов осматривала ледокол. После этого не последовало заявлений об обнаружении противозаконных вещей и препаратов.
В своем заявлении СКР также указал, что часть аппаратуры и предметов, изъятых с ледокола, имеет двойное назначение и могло использоваться не только в экологических целях. О чем идет речь, в ведомстве не пояснили, и пока осталось лишь гадать, какое оборудование даже теоретически могло бы использоваться только в «экологических целях».
Возможно, в перечне таких подозрительных предметов — альпинистское оборудование, с помощью которого активисты Greenpeace забирались на нефтяную платформу, а также капсула, в которой активисты планировали сидеть во время акции.
«Следствие определяет круг лиц, которые намеренно таранили пограничные катера, препятствуя пограничникам выполнять их служебные обязанности. Тем самым своими действиями обвиняемые посягали на жизнь и здоровье представителей власти, — говорится в заявлении СКР. — В настоящее время следствием получено судебное решение о наложении ареста на судно Arctic Sunrise. Действия следствия, связанные с реализацией этого судебного решения, будут осуществляться в четком соответствии с нормами российского и международного права».
В среду же в Мурманском областном суде была рассмотрена жалоба на арест координатора арктической программы «Greenpeace России» Романа Долгова. Однако суд признал законной выбранную меру пресечения — арест на два месяца на время следствия. Таким образом, все россияне с ледокола Arctic Sunrise были оставлены за решеткой. Накануне были рассмотрены дела фотографа Дениса Синякова, врача Екатерины Заспа и начальника пресс-службы «Greenpeace России» Андрея Аллахвердова.
Экологи возлагают надежды на президента России.
В среду исполнительный директор Greenpeace Куми Найду направил письмо Владимиру Путину. Он выразил готовность приехать в Россию и встретиться с Путиным, чтобы договориться об освобождении из-под ареста активистов. «Я готов поручиться за поведение активистов Greenpeace, чтобы они были освобождены под залог», — пишет Найду. Глава Greenpeace отметил, что ни он, ни активисты организации не считают себя выше закона, и попросил о срочной встрече с российским президентом. Письмо было доставлено курьером в посольство России в Нидерландах, передает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-атташе российской дипмиссии Софью Саренкову, подтвердившую появление корреспонденции.
Впрочем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил РИА «Новости», что эколог зря обратился к Путину, так как глава государства не решает следственные вопросы. «Наверное, цель встречи указана в письме. По вопросам следствия Владимир Путин не является правильным адресатом», — цитирует агентство Пескова.