Во вторник на своем первом после выборов мэра Москвы заседании городское правительство утвердило три основных документа, по которым будет жить столица в ближайшие три года. Менее чем за полчаса были рассмотрены прогноз социально-экономического развития города, проекты бюджета и адресно-инвестиционной программы (АИП). В этот же день документы были внесены в Мосгордуму.
Коснувшись прошедших выборов, Сергей Собянин поблагодарил москвичей за поддержку и проявленную ими активную жизненную позицию. По его словам, горожане поддержали все то, что делали власти города последние три года. «Тем не менее надо сделать выводы и более энергично принимать меры по решению городских проблем, — заявил он. — Мы с этим затягивать не будем и сегодня примем бюджет и АИП на ближайшие три года. Они посвящены реализации тех приоритетов, которые мы заявляли в предвыборной программе и были скорректированы с учетом пожеланий граждан и экспертного сообщества».
Избранный градоначальник традиционно подчеркнул социальную ориентированность следующего бюджета, в котором планируется выделить на социальные расходы более 50% средств.
Помимо поддержки социальной сферы продолжится приоритетное финансирование развития транспорта, инфраструктурные программы которого на сегодняшний день являются, по словам Собянина, «крупнейшими за всю историю Москвы, включая советский период». Будет продолжено благоустройство жилого фонда, дворов и парков, восстановление архитектурного наследия города, а также развитие промышленного потенциала и экономики города.
Прогноз социально-экономического развития города, данные которого легли в основу целевых показателей госпрограмм, привел на заседании и. о. руководителя департамента экономической политики и развития (ДЕПР) Максим Решетников. Согласно этому прогнозу, несмотря на мировой экономический спад, в ближайшие три года Москва сохранит устойчивые темпы развития, которые «соответствуют, а иногда и превосходят темпы развития крупнейших мегаполисов».
«Плохая мировая конъюнктура и изменения налогового законодательства не позволяют полностью применить позитивную динамику развития к темпу роста доходов и бюджета города», — признался чиновник. Но тут же заверил присутствующих, что «в целом доходы бюджета будут иметь устойчивую позитивную динамику, так что самый сложный период останется позади».
Как пояснил Решетников, хотя доходы казны, связанные с налогом на прибыль, и снижаются, повышаются поступления от налогов на доходы физических лиц и использование городского имущества и земли.
А также от «продажи воздуха» — рекламного пространства, которая уже принесла в этом году в бюджет около 15 млрд рублей. В итоге отмечается позитивная динамика доходов бюджета в целом, заявил чиновник.
Кроме того, больше внимания стало уделяться администрированию налогов, рассказал Решетников. Совместно с налоговиками проводятся проверки предприятий, имеющих низкую налоговую нагрузку (в основном это работающие с наличностью рынки, торговые центры, оптовые базы). Хорошую экономию, по его словам, дала многоуровневая система контроля госзакупок, благодаря которой в прошлом году было сэкономлено 150 млрд рублей, а за первые месяцы 2013 года — 90 млрд рублей.
Еще одним способом экономии бюджетных средств, по мнению Решетникова, является «оптимизация финансирования учреждений бюджетной сферы». В качестве примера он привел электронную систему учета школьников, благодаря которой деньги выделяются непосредственно на каждого учащегося.
%И, наконец, в мэрии прогнозируют рост инвестиций на уровне 6–7% в сопоставимых ценах.
Эти цифры основаны на реализуемой в городе программе поддержки предприятий и сдерживании роста тарифов для промышленности, пояснил Решетников. В итоге, заверил чиновник, все приоритеты развития города будут обеспечены финансированием не только из бюджетных, но и из внебюджетных средств.
Что касается бюджетных показателей, то, как ожидается, в 2014 году расходы городской казны составят 1 трлн 650 млрд 800 млн рублей, а доходы — 1 трлн 486 млрд рублей. Соответственно, дефицит бюджета составит 164,8 млрд рублей.
Снова взяв слово, избранный мэр сообщил, что принимаемая адресно-инвестиционная программа не только предусматривает бюджетные стройки, но и обеспечивает развитие и жизнедеятельность города в целом. Сравнивая темпы ввода новых объектов за прошедшие три года и прогнозные, он отметил, что ради обеспечения серьезного роста этих показателей надо «серьезно работать».
Мэр свернул заседание со словами: «Засучим рукава, пойдем выполнять все, что сейчас напринимали».
Подробнее о проекте АИП рассказал журналистам после заседания и. о. заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. По его словам, на реализацию этой программы до 2016 года из бюджета будет направлено более 1,5 трлн рублей, еще более 1 трлн рублей должны добавить инвесторы.
Большая часть расходов придется на развитие транспорта (около 70%). Всего планируется построить и реконструировать порядка 400 км автомобильных дорог. При этом изменилось распределение бюджетных средств: уменьшилось финансирование дорожного строительства, возросли расходы на строительство трамвайных линий и железнодорожной инфраструктуры. На новых московских территориях намечено строительство около 80 км новых дорог, планируется закончить работы на Калужском шоссе почти до ЦКАД и реконструировать ряд важных развязок.
Что касается госпрограммы «Жилище», то за счет бюджета планируется построить около 2,5 млн кв. м жилья, что позволит завершить программу расселения домов сносимых серий. По словам Хуснуллина, хотя финансирование программы будет уменьшено, ввод жилых площадей будет увеличен за счет экономии (в частности, использования новых материалов и проектов).
Между тем бюджетное финансирование АИП сокращается практически по всем направлениям, а спасти ситуацию должны, как считают в мэрии, частные инвестиции.
Так, например, из сотни запланированных новых объектов здравоохранения за счет внебюджетного финансирования предполагается построить 49. Из 33 объектов культуры — 17. То же касается и большей части спортивных объектов (кроме таких крупных проектов, как реконструкция «Лужников»). Полностью сохраняется бюджетное финансирование только строительства метрополитена.
Впервые планируется финансировать из внебюджетных источников строительство дорог.
Как рассказал Хуснуллин, 13 развязок на МКАД будут реконструированы за счет бюджета, однако все примыкающие дороги и разгонные полосы должны будут финансироваться инвесторами. Он напомнил, что проект реконструкции МКАД требует вложения около 150 млрд рублей. «Мы считаем, что столько денег мы не готовы вкладывать. Значит, мы сделаем все развязки, остальное — будем работать с инвесторами», — заявил чиновник.
В свою очередь Решетников пояснил, что АИП на следующие три года была «частично сокращена в целях обеспечения сбалансированности бюджета».
При этом, по его словам, для ряда крупных расходов были найдены новые механизмы финансирования. В частности, ранее планировалось выделить 100 млрд рублей на закупку подвижного состава для городского транспорта, однако теперь решено перейти на более долгосрочные контракты «жизненного цикла» (своего рода растянутый лизинг). Кроме того, значительный объем инвестиций в коммунальную инфраструктуру был перенесен в инвестиционную программу естественных монополистов. «Будем строить, что называется, за деньги тех компаний, которые на этом делают бизнес», — заявил Решетников.
Надежда на внебюджетные средства возлагается и при реализации других приоритетных направлений, в целом они составляют от 20 до 60% финансирования городских госпрограмм. Как сообщила и. о. руководителя столичного департамента финансов Вера Чистова, в ближайшие три года на городские программы предполагается направить около 9 трлн рублей из разных источников финансирования, часть из них составят инвестиции от крупных монополий и деньги частных инвесторов.
Напряженность столичного бюджета заставила пересмотреть городские власти и свое отношение к дефициту бюджета и внешним заимствованиям.
По словам Чистовой, московские власти два года не делали внешних заимствований. «Мы ушли с рынка, и Москву там стали забывать. Это плохо», — заявила чиновница. Сейчас же, по ее словам, Москва «очень выгодно» разместила свои ценные бумаги, чего даже не ожидали в мэрии. «Наши ценные бумаги очень ликвидны, интерес к ним очень высок, — радостно сообщила Чистова. — И мы будем присутствовать на рынке, используя имеющиеся цивилизованные инструменты».
Что касается дефицита бюджета, то, по словам Чистовой, он находится в безопасных рамках, а у Москвы есть «подушка безопасности» — резерв средств, сэкономленных при госзакупках.
Между тем, по мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, именно на госзакупках теряется львиная доля бюджетных средств. «Сегодняшнее безденежье — результат нерациональной бюджетной политики и крайне низкой бюджетной дисциплины, о чем свидетельствуют многочисленные скандалы с отменой проводившихся по завышенным ценам тендеров», — считает политик.
Кроме того, по его мнению, городским властям следовало бы на время заморозить и проанализировать реальную стоимость многих транспортных проектов, «эффективность которых сомнительна, а стоимость колоссальна». «Корень зла — в освоении бюджета в корыстных целях, — считает Митрохин. — И если мэрия не готова сократить воровство при госзакупках, то, конечно, придется сокращать бюджетные расходы. Такими темпами скоро доберутся и до социальных программ».