В Амурской области стало непривычно холодно — местные жители считают, что земля не прогревается из-за воды. У нас юг, говорят они: действительно, регион находится на одной параллели с Ростовской областью.
«Ночью в это время года у нас обычно бывает 17 градусов, а сейчас только 10 градусов», — объясняет «Газете.Ru» жительница поселка Гродеково Наталья Музыка. Она следит за колебаниями температуры, так как вместе с сыном и невесткой занимается сельским хозяйством — выращивает на полях арбузы, картошку, морковь и сою.
Сейчас ее семейный бизнес полностью уничтожен. Более того, ее дом больше всего пострадал в Гродеково. Поселок был затоплен больше чем наполовину, на некоторых улицах высота воды достигала 1,5 метра. «У меня дом с краю, самый первый. Конечно, мы готовились — мебель и вещи в доме поднимали повыше. Но, когда вода пришла, она за секунды затопила дом. Высота воды внутри была метр. Все рухнуло — и мебель, и вещи, — говорит Наталья.
— Я на днях заходила в дом, смотрела. Это страшно. Все испорчено. Мебель мы два года назад с мужем покупали. Он в прошлом году умер, а сейчас и все остальное пропало. Но это ничего, это всего лишь вещи».
Чтобы не сидеть без дела, Наталья занялась общественной работой — обходит соседей, встречает волонтеров и их гуманитарные грузы, помогает администрации.
Вода из Гродеково ушла еще не до конца. Край поселка, расположенный в низине, по-прежнему затоплен. «Соседи уже приступили к просушке, а вокруг моего дома еще 40 сантиметров воды. Подпол весь затоплен, — говорит Музыка. — У нас тут огромнейшее озеро образовалось. Сотрудники МЧС и студенты из московской академии МЧС вручную копают каналы, так как техника не доходит, тонет». В воде стоят четыре дома, каждый на две семьи. Главное — просушить жилье до зимы. И времени на это, с учетом погодных изменений, становится все меньше.
Власти Амурской области говорят, что затопленными остаются дома в семи населенных пунктах. «Значительного схода воды удалось добиться в селах Владимировка и Усть-Ивановка Благовещенского района, для этого здесь были прорыты отводные каналы. В настоящее время жителям необходимо большое количество тепловых пушек», — сообщает последние новости пресс-служба губернатора региона.
Тепловых пушек не хватает, власти закупают еще тысячу аппаратов.
Люди сушат дома, но многие крайне смутно представляют свою дальнейшую жизнь. Надежда Сорокина и ее семья три дня назад переехали в общежитие. Их эвакуировали из Усть-Ивановки, привезли в эвакопункт села Волково. Там ее дочка отравилась едой, и мать поехала с ней в больницу. Потом Надежду и ее семью отправили в эвакопункт в село Марково, а затем — в общежитие. Здесь им предстоит провести всю зиму.
«Я работала в областной психиатрической больнице в Усть-Ивановке. Сейчас нахожусь в отпуске. Мне дали бессрочный отпуск из-за наводнения. Но, видимо, придется искать новую работу — из Благовещенска ездить в Усть-Ивановку тяжело», — поясняет «Газете.Ru» Сорокина. Она приехала в село, чтобы посмотреть на дом. «Ой, за голову взялась. Плакала, плакала. А что поделать», — рассказывает она. Вода поднялась в доме по колено. Вся мебель за несколько недель в воде отсырела и начала разваливаться.
«Свекровь выкинула мебель во двор, на дрова. В доме плесень растет. Я хотела тарелки увезти, но мне сказали, что все нужно дезинфицировать», — говорит Сорокина.
Волонтеры, привозившие ее семье продукты, рассказали, что специально купили и положили в набор шампунь и кондиционер. «У ее дочери Альбины волосы до колен, так что в пункте временной эвакуации с помывкой головы были сложности», — рассказал «Газете.Ru» волонтер проекта «Амур13» Виктор Мохов.
Некоторые жители, потерявшие свои дома, готовы приступить к постройке новых. Помня о запрете на строительство в подверженных наводнению зонах, чиновники выделяют им незатопленные участки в селах Кани-Курган, Чигири, Волково и Новотроицкое. «Руководству районов нужно составить пофамильные списки желающих самостоятельно строить собственное жилье и тех, кто готов получить готовые квартиры», — заявил накануне на заседании комиссии по ЧС губернатор Амурской области Олег Кожемяко.
В области рассматривают вариант строительства домов «на ножках» с входом на уровне 1–1,5 метра над землей.
Это дома по быстровозводимой технологии: на строительные площадки будут доставляться уже собранные каркасы, укомплектованные на заводе-изготовителе.
«Перед нами стоит много задач, которые требуют детальной проработки. Нам необходимо персонифицированно подходить к решению проблем граждан, в особенности это касается людей, наименее защищенных социально», — объясняет губернатор Кожемяко.
Подтопленцы слушают заявления чиновников, и им не остается ничего, как верить им. «Мы встречались и с Путиным, и с Пучковым (глава МЧС России. — «Газета.Ru»). Новый полпред Трутнев к нам приезжал.
И они как-то все, знаете, обещают, и все хорошо. Мы будем надеяться.
Но самое главное, чтобы ушла вода», — говорит Наталья Музыка. Ее миллионные кредиты, взятые на сельское хозяйство, банки потихоньку соглашаются отложить на год. Музыка поясняет, что брала обычные потребительские кредиты, так проще. Она уже готовится весной снова выходить в поля, сажать овощи. «Все заново сажать — это надо вкладывать не один миллион. А когда еще остались миллионы (долгов) с этого года, то прибыль никто уже не считает. Нам бы вернуть хоть часть вложенных денег и снова сажать», — говорит Музыка.