Накануне Тбилисский горсуд приступил к рассмотрению дела уроженцев Дагестана Микаэла Кадыева и Ризвана Омарова, задержанных в Тбилиси 13 июня. Первоначально МВД Грузии сообщало, что их арест позволил предотвратить крупный теракт. Но теперь в деле фигурирует лишь обвинение в незаконном приобретении и хранении взрывчатки и огнестрельного оружия (ст. 236 УК Грузии).
По информации следствия, из съемной квартиры Кадыева и Омарова, которые приходятся друг другу двоюродными братьями, были изъяты взрывчатка (предположительно, пластид), электродетонаторы, огнестрельное оружие, боеприпасы и паспорта граждан России.
Как рассказал «Газете.Ru» один из адвокатов Кадыева и Омарова Гела Николеишвили, в пятницу защита ходатайствовала перед судом об изменении меры пресечения на подписку о невыезде под залог в 10 тыс. лари на каждого. Суд эту просьбу отклонил.
Вместе с тем суд согласился удовлетворить второе ходатайство адвокатов — о включении в материалы дела их заявления на имя главного прокурора Грузии Арчила Кбилашвили с просьбой расследовать неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов, проводивших обыск в квартире дагестанцев и, как утверждают адвокаты, подбросивших оружие и взрывчатку.
На заседании выступили и подсудимые. Они подробно рассказали о своем задержании и заявили, что оружие было им подложено при обыске. Кадыев и Омаров еще раз заявили, что своей вины они не признают.
После этого слушание было перенесено на 11 сентября, так как, по словам Николеишвили, обвинение не представило своих свидетелей.
Адвокат отметил, что выдвинутое сейчас против его подзащитных обвинение грозит наказанием в виде штрафа или лишения свободы до трех лет.
Сторона защиты обратила внимание на то, что сразу же после задержания дагестанцев руководитель службы по связям с общественностью МВД Нино Гиоргобиани утверждала, что грузинским правоохранителям удалось предотвратить террористический акт. В МВД сообщали, что отслеживают возможные преступные связи Кадыева и Омарова как в Грузии, так и в рамках международного анитеррористического сотрудничества. Впоследствии же все претензии к ним свелись к хранению оружия.
Ранее защита обжаловала в Апелляционном суде решение Тбилисского суда о предварительном заключении Кадыева и Омарова на 50 дней, отмечая, что братья арестованы по подозрению в попытке совершения теракта, а обвинения им предъявлены по другой, менее тяжкой статье. Суд апелляцию отклонил.
Сами подсудимые с обвинением не согласны. Оружие в квартиру подбросили полицейские во время обыска, заявляют они. Этой же версии придерживается и их адвокат. «По материалам дела четко видно, что оружие Кадыеву и Омарову было подложено. Оно обнаружено при очень сомнительных обстоятельствах», — сказал он «Газете.Ru».
Николеишвили утверждает, что теперь обвинение старается как-то подкрепить первоначальную версию о том, что Кадыев и Омаров являлись потенциальными террористами. Ранее он заявлял журналистам, что прокуратура должна признать, что подозрение о попытке теракта не оправдалось, и снять все обвинения с дагестанцев. «В противном случае у нас будут основания думать, что все это сделано специально для того, чтобы иметь повод передать Кадыева России», — сказал он.
Микаэл Кадыев был объявлен в международный розыск по инициативе российских спецслужб, которые подозревают его в причастности к убийству главы Хасавюртовского района в Москве 28 сентября 2009 года. Российская Генпрокуратура настаивает на экстрадиции Кадыева. «У обвинения нет никаких доказательств. Он не мог участвовать в этом преступлении, потому что в этот день находился не в Москве, а в родном селе, в Дагестане, где отмечал свой день рождения. У него есть множество свидетелей, подтверждающих это», — сказал Николеишвили.
На предварительном слушании оба подсудимых заявили, что готовы сотрудничать со следствием и даже пройти «детектор лжи». «Ни к какому терроризму мы отношения не имеем», — утверждал Ризван Омаров. По его словам, он приехал в Грузию по делам — планировал купить запчасти к автомобилям для их перепродажи в Дагестане. В Грузию Омаров прибыл 9 июня, два дня жил в гостинице, а позже переселился на съемную квартиру к Микаэлю Кадыеву.
Последний свое пребывание в Грузии объясняет соображениями личной безопасности. По данным грузинских правоохранителей, разыскиваемый Интерполом Кадыев укрывался в стране с 2011 года, лишь время от времени покидая ее пределы. Подтверждает эту информацию и сам Кадыев. По информации МВД Грузии, какое-то время он проживал в квартире, принадлежащей сыну Заура Картошидзе, – пилота вертолетной компании «Тушети», услугами которой пользуется президент страны Михаил Саакашвили. Впоследствии глава администрации Саакашвили Андро Барнов заявил, что Картошидзе не является личным пилотом президента и не работает в Специальной службе госоохраны.