В четверг Мосгорсуд приступил к рассмотрению уголовного дела об убийстве главы Ассоциации женщин-предпринимателей России Татьяны Малютиной. На скамье подсудимых оказалась ее заместитель Людмила Качалова, которая впоследствии возглавила ассоциацию. Исполнителем убийства считается Евгений Четвертной, который проживал в бытовке на участке Качаловой.
В 11.00 около зала заседания собралась толпа женщин, пришедших поддержать подсудимую: ее коллеги в ассоциации и из других общественных организаций. Среди них была глава Центра помощи женщинам и известная писательница Мария Арбатова. Все они в один голос заявили, что считают дело в отношении Качаловой сфальсифицированным.
Когда всех пригласили в зал, женщины поздоровались с подсудимой, которая улыбалась им в ответ из «аквариума». Судья Сергей Подопригоров сообщил, что один из присяжных заседателей уже выбыл из состава коллегии по состоянию здоровья. Таким образом, в жюри осталось 12 основных и 5 запасных присяжных. Никаких ходатайств перед началом процесса у сторон не оказалось. Тогда гособвинитель Галина Карпова выступила с речью, встав перед коллегией.
Прокурор отметила, что Качалова обвиняется в подстрекательстве и пособничестве в убийстве Малютиной.
По ее словам, между Малютиной и вице-президентом ассоциации Качаловой возникли некие неприязненные отношения. «Суть неприязненных отношений вам станет понятна в ходе рассмотрения процесса, — сказала Карпова. — Эта неприязнь возникла на почве их совместной деятельности в ассоциации». Она сообщила, что Малютина страдала онкологическим заболеванием, с которым ей удалось справиться после длительной терапии. «Узнав об этом, она была полна планов на жизнь, что не вписывалось в планы Качаловой, — отметила гособвинитель. — К тому же ее вице-президентство было под вопросом». По версии следствия, после этого подсудимая решилась убить Малютину.
Исполнить задуманное она поручила проживавшему на территории ее участка Четвертному, который находился от нее в зависимости. За роль киллера, считает обвинение, Качалова предложила ему 50 тыс. рублей.
Четвертной решил проникнуть в жилище Малютиной под видом слесаря. Как считает обвинение, 2 июля 2011 года он надел спецодежду, похожую на одежду слесаря, бейсболку, белые строительные перчатки и взял пластиковый чемодан. Около 12.00 он был уже в доме Малютиной на Арбате. «Но с первого раза совершить убийство он не смог», — заметила Карпова. Через полтора часа он удалился якобы для покупки смесителя. На самом же деле он отправился к Качаловой, чтобы ее отговорить от преступления. «Но Качалова настаивает на заказе», — заявила гособвинитель. Четвертной вернулся к Малютиной в тот же день около 18.00. Убийство он совершил в ванной. Во время работы он попросил Малютину помочь и, когда она наклонилась, несколько раз ударил ее гаечным ключом по голове. Пострадавшая скончалась на месте. По словам прокурора, обещанные 50 тыс. рублей Четвертной получил уже на следующий день.
Адвокату подсудимой Валерию Миряхе что-то не понравилось в речи прокурора. Свое возмущение он высказал тихо и только судье, который жестами показал, что не находит нарушений.
Когда прокурор закончила, судья спросил у подсудимых об их отношении к обвинению. Четвертной заявил, что вину не признает.
— Людмила Алексеевна, вам понятно, в чем вас обвиняют? — спросил судья подсудимую.
— Пытаются обвинить, — решила поправить судью она.
— Давайте вы не будете спорить, вам зачитали обвинение…
— Мне сейчас было не слышно.
— Но вы читали заключение?
— Обвинительное заключение я читала.
— Вам все было понятно?
— Мне понятно, в чем меня обвиняют, вину не признавала и не признаю, — сказала наконец она.
После этого слово было предоставлено защитникам. Адвокат Четвертного был краток и ограничился лишь подтверждением позиции своего подзащитного. Адвокат Качаловой последовал примеру прокурора, вышел со своего места и встал перед присяжными. Миряха заметил, что, хоть Качалова и знала Четвертного, все же они были малознакомы. «Мотив в процессе следствия менялся. Гособвинитель сказала, что она, по сути, хотела занять должность Малютиной», — сказал адвокат. «Я так не говорила!» — встала со своего места Карпова. «Развитие творчества обвинения у нас вызывает обоснованные сомнения, — продолжил Миряха. — Личная неприязнь, иными словами, недружелюбие. С этим вы сталкивались в обычной ситуации. У вас у всех эти ситуации были. Обвинение делает вывод, что по такому мотиву женщина с 11-летним ребенком…» Однако договорить он не смог, так как судья сделал ему предупреждение: о семейном положении в присутствии присяжных говорить запрещено. «Я делаю вывод, что вы это сделали намеренно», — сказал Подопригоров. Выслушав его, Миряха продолжил. Напоследок он сказал, что при тех обстоятельствах, какие излагал Четвертной о том, где он стоял и какие удары наносил, такие повреждения, как у Малютиной, нанести невозможно. При этом адвокат забыл уточнить, что на стадии следствия Четвертной дал признательные показания, после которых и была задержана Качалова. Впоследствии он от них отказался.
На этом заседание завершилось. Гособвинитель пообещала, что 2 сентября будут допрошены потерпевшая — сестра Малютиной, которая также пришла в суд, — и другие свидетели по мере их явки.
После заседания подруги Качаловой остались недовольны выступлениями адвокатов. «У нее не один ребенок, она мать троих детей», — отметила Мария Арбатова.
Член Ассоциации женщин-предпринимателей Ирина Потапова заявила журналистам, что никакого соперничества между Малютиной и Качаловой не было.
По ее словам, Малютина была тяжело больна, на поправку, вопреки утверждениям прокурора, она не шла и сама говорила, что ей стало тяжело справляться со своими обязанностями. Специально для нее в ассоциации хотели ввести новую должность почетного президента, а затем переизбрать главу. Как заверила Потапова, Качалова и так фактически выполняла всю работу за Малютину. Подруга подсудимой заверила, что никаких доходов должность президента ассоциации не приносит, деятельность организации построена таким образом, что ее члены постоянно скидываются на какой-либо проект.
Как заверила Арбатова, Качалова, узнав об убийстве Малютиной, первой заявила о необходимости провести расследование. Подсудимую она знала больше по общественной деятельности: Качалова руководила некоммерческим проектом «Калина красная» (певческий конкурс среди заключенных в колониях). По словам женщин, в полицию об убийстве сообщила потерпевшая — сестра убитой. Когда одна из членов ассоциации приехала на место преступления, она увидела, что сестра Малютиной «замыла все следы крови». Правда, женщины допускают, что, скорее всего, она это сделала случайно, не имея злого умысла. По их словам, потерпевшая хотела кремировать сестру и все замять, однако на возбуждении уголовного дела настояла именно подсудимая, которая также не позволила кремировать тело Малютиной. Расходы на похороны взяла на себя ассоциация, ее хоронили в закрытом гробу, потому что слишком долго никто не забирал тело из морга.
А дорогостоящая квартира Малютиной на Арбате как раз досталась потерпевшей, отметили женщины.
По словам Арбатовой, после задержания Четвертного его навестили правозащитники. Они увидели, что у того были переломаны пальцы. Обвиняемый сказал им, что это результат пыток, с помощью которых у него добивались признательных показаний. Четвертной, по ее словам, действительно навещал Малютину: по просьбе Качаловой он носил ей продукты. Арбатова также утверждает, что в момент убийства он был совершенно в другом месте, чему есть свидетели, которых следствие не пожелало допросить. «Возможно, она по бизнесу кому-то перешла дорогу», — рассуждает она. По ее словам, Качалова занималась горюче-смазочными материалами.