Абинский районный суд Краснодарского края в понедельник начал зачитывать приговор по делу о халатности местных чиновников, ставшей причиной массовой гибели людей во время наводнения в Крымском районе летом 2012 года. Как следует из уже оглашенной части приговора, суд признал виновными всех четверых подсудимых.
Но какое они должны понести наказание, судья сообщить до вечера не успел. В пресс-службе Следственного комитета (СК) предположили, что «чтение приговора займет несколько дней».
Ранее трое подсудимых ходатайствовали о рассмотрении дела в особом упрощенном порядке, который предусматривает признание ими вины. Однако из-за несогласия четвертого подсудимого процесс решено было проводить в обычном порядке. И тогда уже двое подсудимых заявили о своей невиновности, а двое других признали вину лишь частично.
Напомним, во время прения сторон гособвинение попросило суд приговорить к реальным срокам трех из четырех подсудимых — лишь один, по мнению прокурора, заслуживал условного срока.
Адвокаты бывших чиновников попросили суд их всех оправдать.
В первый день оглашения приговора судья Владимир Макаренко сообщил, что Василий Крутько, который был главой администрации Крымского района в 2012 году, допустил халатность, а также совершил служебный подлог; другой чиновник, заместитель руководителя муниципального казенного учреждения (МКУ) «Управление по предупреждению чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты Крымского района» Виктор Жданов также допустил халатность и совершил покушение на мошенничество с использованием своего служебного положения.
Бывший глава Крымска Владимир Улановский, согласно формулировкам в приговоре, допустил халатность и совершил служебный подлог, а экс-глава Нижнебаканского сельского поселения Ирина Рябченко допустила халатность.
Судья зачитал, при каких обстоятельствах обвиняемые совершили эти преступления, и назвал их должностные обязанности по предупреждению ЧС. По его словам, Крутько должен был организовать работу по предупреждению ЧС, контролировать соответствующие службы, проводить мероприятия по гражданской обороне, поддерживать в рабочем состоянии объекты оповещения о ЧС, однако он не принял соответствующих мер во время наводнения. Судья пояснил, что Крутько не созвал комиссию по ЧС, не привел силы и средства единой системы в рабочий режим, достоверно и оперативно не проинформировал население через СМИ, спецсредства и иные каналы, не ограничил доступ людей в зону ЧС. Кроме того, обладая информацией о ЧС, как следует из приговора, он не ввел в режим готовности соответствующие силы и службы. Его действия повлекли гибель людей по неосторожности.
Жданов, согласно приговору, должен был организовать работу комиссии по ЧС, но из-за небрежного отношения к своей службе он не исполнил свои обязанности.
«Жданов, допуская преступную небрежность, не предвидел возможные последствия ЧС», — заявил судья. По его словам, подсудимый мог их предвидеть в силу возраста, образования и занимаемой должности. Неисполнение им своих обязанностей повлекло гибель людей.
Кроме этого Жданов, используя свое должностное положение, по словам судьи, внес в списки поврежденных домов свой дом, который не пострадал во время наводнения.
Судья Макаренко зачитал показания потерпевших, потерявших при наводнении близких родственников.
По их свидетельствам, никакого оповещения населения не было, люди не знали о надвигающейся стихии. Никто не оповестил население ни в СМИ, ни через мобильную связь и иные средства связи. Судья поочередно оглашал показания потерпевших, называл их фамилии и зачитывал показания, в которых люди рассказывали о том, как гибли их родные.
Один из потерпевших на следствии рассказал, как пытался вывезти свою супругу, дочь и еще нескольких человек на грузовике. Но по дороге автомобиль опрокинул мощный поток воды. Мужчину выкинуло из кабины и понесло потоком, однако потом ему удалось зацепиться за дерево. Как следует из приведенных судьей показаний, мужчина просидел на дереве до 8 часов утра в ожидании помощи.
Никакого предупреждения о грядущем наводнении не поступало. Жена и дочь мужчины, а также другие пассажиры не смогли выбраться из перевернувшейся машины и утонули.
Далее судья зачитал, как одна из семей забралась на чердак, чтобы спастись от воды, которая поднялась выше двух метров и затопила все помещения. Мать главы семьи, проживавшая отдельно, погибла, так как дом не выдержал напора и рухнул. Тело пенсионерки было обнаружено под завалами на следующий день.
На этом, уже к вечеру, судья прервал чтение приговора, сообщив, что продолжит 20 августа.
Следственный комитет (СК) России, в свою очередь, в понедельник сообщил, что по делу о наводнении в Крымске было проведено множество экспертиз, по результатам которых было установлено, что трагедия стала следствием «беспрецедентного стихийного бедствия, в основе которого лежит, безусловно, природное явление».
«Однако концентрации столь большого количества осадков способствовала инфраструктура, которая препятствовала прохождению воды, — отметил представитель СК. — Обыкновенные железные дороги на насыпи, мосты и другие объекты фактически превратились в плотины, которые по понятным причинам не могли выдержать стихию и стали катализатором для образования паводковой волны. При этом озера и водохранилища, напротив, сыграли только положительную роль, вобрав в себя часть паводка, иначе последствия могли бы быть еще тяжелее».
В ведомстве уточнили, что такие данные были получены по результатам географической, гидрометеорологической, гидротехнической и ситуационной экспертиз. Для этого следователи осматривали водохранилища с вертолетов, затребовали данные с военных и гражданских спутников, а также привлекли специалистов различных узких областей знаний, например мостостроения.
«И если местная инфраструктура, очевидно, не могла и не должна была сдержать удар стихии, то местные чиновники имели все для того, чтобы адекватно подготовиться к этому вызову, – сообщила пресс-служба СК.
— Для начала они должны были спрогнозировать саму стихию, зная, что Крымск расположен в низине, и, получив предупреждение синоптиков, принять соответствующие меры для эвакуации людей. Трудно представить, что испытывали эти чиновники в тот момент: равнодушие, растерянность, панику или просто надеялись на авось.
Но для более полутора сотен жертв этой страшной катастрофы, а также для многих, кто потерял в один миг все нажитое, это не имело никакого значения. Люди оказались беззащитными не только перед природной стихией, но и, как выяснило следствие, перед чиновничьим безразличием.
Даже после того, когда сами чиновники осознали весь масштаб беды, которая пришла в город с их молчаливого бездействия, пытаясь уйти от ответственности, обвиняемые подготовили и подписали задним числом несколько документов, которые, как они полагали, оправдают их».
Эти фальсификации, как отметили в СК, были раскрыты следствием и стали материалами общего уголовного дела объемом более 200 томов.
Сильное наводнение в Краснодарском крае произошло в ночь на 7 июля 2012 года. Наибольшее количество жертв и разрушений пришлось на Крымский район. Всего от затопления пострадало 34 650 человек; погибли 168 человек, из них 153 в Крымском районе. В Крымске было затоплено 4870 домов, из них разрушенными оказались 1370 домовладений.