24-летней Кэтрин Рассел, вдове предполагаемого бостонского террориста Тамерлана Царнаева, все еще может грозить обвинение в причастности к теракту. К ней до сих пор, спустя четыре месяца после взрыва, проявляют интерес ФБР и полиция. Об этом рассказал изданию Daily Mail источник, близкий к следствию.
«Мы все еще хотим узнать, что ей известно, и не можем сказать окончательно, будут ли ей предъявлены обвинения. Однако такая возможность существует. Расследование до сих пор продолжается», — отметил источник.
Адвокат Рассел Амато ДеЛюка заявил, что его подзащитная активно сотрудничала со следствием и он надеется, что ей удастся избежать уголовного преследования. Кэтрин Рассел не встречалась с ФБР до 22 апреля (к тому моменту прошла неделя с момента взрывов). В первый раз агенты разговаривали с ней на протяжении 15 минут. Беседа состоялась в доме родителей Рассел в штате Род-Айленд в присутствии адвоката.
После теракта, который произошел 15 апреля во время Бостонского марафона, в результате которого 4 человека погибли и 264 были ранены, поведение вдовы Тамерлана Царнаева вызывало большой интерес следствия.
В мае CNN сообщило, что после того, как власти опубликовали фотографии предполагаемых террористов и на них была объявлена облава, Кэтрин Рассел сделала короткий звонок своему мужу. По некоторым данным, ФБР могло восстановить содержание этого разговора, однако, как пишет Daily Mail, вряд ли такую улику можно будет предъявить в суде.
В мае к защите Рассел присоединился нью-йоркский адвокат Джошуа Дрейтел. У него большой опыт защиты подозреваемых в терроризме в федеральных судах. Один из самых известных его подзащитных — австралиец Дэвид Хикс, который был приговорен американским военным трибуналом к семи годам лишения свободы за участие в террористической деятельности. Хикс принял ислам в 1999 году, после чего отправился в Пакистан и Афганистан, где проходил подготовку в лагерях «Аль-Каиды» (организация запрещена в России) и лично встречался с Усамой бен Ладеном. После задержания он содержался в Гуантанамо. До того как Рассел наняла себе в защитники Дрейтела, ее интересы представлял только Амато ДеЛюка, давний друг ее семьи и специалист по гражданскому праву. ДеЛюка сказал, что Дрейтел имеет уникальный опыт, который поможет Рассел.
Нанять Дрейтела вдове пришлось после того, как в ее компьютере были найдены радикальные исламистские материалы.
Однако пока остается неясно, принадлежали они ей или были загружены ее покойным мужем, 26-летним Тамерланом Царнаевым, или его братом — 19-летним Джохаром Царнаевым, который сейчас ожидает суда. Среди файлов, найденных в ее компьютере, была статья из журнала «Аль-Каиды» Inspire под заголовком «Как сделать бомбу на кухне твоей мамы». Следователи полагают, что именно она могла послужить руководством к изготовлению бомб, которые сделали братья Царнаевы из скороварок.
Несмотря на то что Джохар Царнаев не признал себя виновным по 30 пунктам предъявленного ему обвинения, он рассказал полицейским при аресте, что они с братом сделали бомбы в подвале жилого дома в городе Кембридж, штат Массачусетс, где жили Тамерлан Царнаев и его жена. CNN сообщало, что взрывчатое вещество было найдено в кухонной раковине, в ванной и на столе в доме.
В 2010—2011 годах в коттедже в Кембридже кроме Тамерлана Царнаева с женой и дочерью жили все его родственники — брат Джохар, сестры Белла и Айлина и родители Анзор и Зубейдат. Снимки дома, сделанные после теракта, показали, что дом был в полном беспорядке, повсюду валялась одежда.
Во фрагментах бомбы были найдены следы женской ДНК. В мае следователи забрали несколько сумок с доказательствами как из дома в Кембридже, так и из дома родителей Кэтрин Рассел в Род-Айленде. Однако в дальнейшем следствие исключило, что ДНК может принадлежать Рассел. В день смерти мужа, 19 апреля, женщина переехала к родителям.
Кэтрин с двумя сестрами воспитывалась в семье Уоррена и Джудит Рассел — врача и медсестры на скорой помощи. Как пишет Daily Mail, Кэти, которая покинула родной дом, и Кэтрин, которая вернулась обратно, — это две разные девушки. Она уехала из дома после того, как в 2009 году познакомилась в ночном клубе с боксером-любителем Тамерланом Царнаевым.
После встречи с ним она приняла ислам, однако, по словам человека, близкого к их семье, она сделала это, поскольку разочаровалась в католической вере.
Она хотела, чтобы церковь была «более нравственной», рассказывал друг Тамерлана Царнаева Дональд Ларкинг. «После нескольких скандалов, связанных с сексуальным насилием, в которые попадала церковь в последние годы, она понимала, что мечеть будет более безопасным местом, в том числе и для ее ребенка», — говорил он.
Тамерлан Царнаев и Кэтрин Рассел поженились 21 июня 2010 года. Об этом рассказывали изданию бывшие знакомые Кэтрин Рассел.
Адвокаты Кэтрин Рассел во время ранних встреч со следователями ссылались на закон о «супружеских привилегиях»: согласно этому закону жена не может свидетельствовать против мужа и передавать их разговоры. Однако, если супруг умер, а при этом ранее делился этой информацией со своим сообщником в некоем преступлении, она больше не считается конфиденциальной. Так что, если Тамерлан Царнаев кроме жены рассказывал какую-то порочащую его информацию еще и своему брату Джохару, этот закон не будет защищать Кэтрин Рассел.