В пятницу Мосгорсуд начал рассматривать дело в отношении 19-летнего Юрия Евсюкова, обвиняемого в покушении на убийство, совершенном группой лиц с особой жестокостью по мотиву национальной ненависти и вражды (ч. 3 ст. 30, п. «д, ж, л» ч. 2 ст. 105 УК). Вердикт по этому делу предстоит вынести коллегии присяжных.
Евсюков проходит по делу, по которому в октябре прошлого года были осуждены другие националисты. Самый большой срок — 19 лет колонии строгого режима — тогда получил Емельян Николаев, который, по некоторым данным, является сводным братом актера Артура Смольянинова. На праворадикальных сайтах он был известен как Ян Лютик.
Остальные соучастники —Дмитрий Судаков по кличке Судак, Владимир Беляков (Скаут), Александр Кичуткин (Акционер), Владимир Степанов (Молодой) и Алексей Киселев (Лелик Арийцев) были приговорены к различным срокам, от 8 до 14 лет. Все они, по версии следствия, подыскивали жертв неславянской национальности на улицах Москвы и избивали их руками, ногами и ножами до смерти. Некоторые из нападавших были несовершеннолетними. Еще один обвиняемый, Степан Кузьмин, был оправдан.
Евсюков на момент совершения преступления также был несовершеннолетним — ему было всего 16 лет. Процесс в отношении него проходит отдельно, так как он был задержан позже остальных — в конце 2012 года.
В начале процесса прокурор зачитал документы, которые он хотел представить жюри. Возражения у защитника Александра Васильева возникли только по одному из них. «Исследуются только те обстоятельства, которые ему вменены, и то, что он наносил удары ножами, ему не вменяется», — заявил он. Прокурор ответил, что получение потерпевшим колотых ударов также входит в предмет доказывания.
«Это одно из немногих дел, по которому я не собираюсь делать спорных моментов. Стоит ли сейчас закладывать лишний кассационный повод по такому лишнему моменту?» — обратился адвокат к судье Андрею Расновскому, который, видимо, должен был вздохнуть с облегчением. «Кассационных поводов мы закладывать не будем, — улыбнулся судья, напомнив, что сейчас есть апелляционная инстанция для обжалования приговора. — Действия Евсюкова не были рассмотрены на предыдущем процессе, и это не может свидетельствовать, что данная экспертиза не может быть рассмотрена».
После небольших ходатайств, которые уже не вызывали споров, Расновский пригласил в зал присяжных и предоставил прокурору право огласить обвинительное заключение.
По версии обвинения, 20 апреля 2010 года Евсюков по телефону и Интернету договорился о встрече с Лютиком, Скаутом, Молодым, Арийцевым и «другими неустановленными лицами», чтобы провести «акцию».
«Данная акция должна была состояться в памятный для Евсюкова и компании день — день рождения Адольфа Гитлера. Это у нас 20 апреля, для некоторых это радостный день», — сказал гособвинитель.
По его словам, в этот день компания собиралась подыскать жертву, которую они намеревались избить и заколоть до смерти. Соучастники встретились возле метро «Коньково» и отправились бродить по району, подыскивая место для нападения. На улице Профсоюзной они встретили Алана аль-Хаиди, араба по национальности.
«Этот момент нападения был запечатлен камерой видеонаблюдения соседнего дома, вы эту запись потом увидите», — пообещал присяжным прокурор. Вся компания набросилась на него и принялась избивать руками и ногами, у некоторых были ножи. Всего аль-Хаиди получил 27 ножевых ранений. «Только чудо спасло его от смерти», — отметил гособвинитель. Исполнив свое дело, соучастники разбежались в разные стороны по два-три человека.
Далее слово взял защитник Васильев, который заявил, что Евсюков частично признает свою вину.
«С самого первого момента задержания, с явки с повинной и до сегодняшнего дня Евсюков говорит об одних и тех же фактах, не искажая и не скрывая ничего, — начал свою речь адвокат. — Он признает часть обстоятельств». По его словам, Евсюков действительно встретился с группой молодых людей, с большинством из них он знаком не был.
«Их объединяют единые взгляды на национальный вопрос в России», — отметил Васильев. Обвиняемый признает, что они решили избить лицо нерусской национальности, что он в числе прочих напал на потерпевшего, нанес ему несколько ударов руками и скрылся с места происшествия. Однако есть обстоятельства, с которыми Евсюков не согласен. «При решении вопроса о нападении и избиении никто не высказывал предложение убить, — сказал защитник. — Мой подзащитный также не имел такого намерения. Он не знал, что некоторые имеют при себе ножи, и не мог представить, что они могут быть применены. Увидев, что в ход пошли ножи, он свои действия прекратил и тут же скрылся. Он понимает, что совершил преступление, и раскаивается в нем. Я надеюсь, что он понесет наказание за то, что сделал, а не за то, что ему приписывают. Умысла на убийство у моего подзащитного не было».
После этого прокурор приступил к представлению доказательств. Он зачитал протокол осмотра места происшествия. Преступление произошло возле продуктового магазина «Бачо». Перед входом в него были обнаружены пятна крови на протяженности 5 метров. Гособвинитель пояснил, что это потому, что потерпевший двигался во время нападения, пытаясь убежать. Согласно выводам эксперта, удары ножом 37-летнему на тот момент аль-Хаиди пришлись в грудь и живот, лезвие задело даже сердце. «Вот почему я говорил, что он чудом остался жив», — отметил прокурор.
Потерпевший, по его словам, опознал по фотографии Евсюкова среди других лиц, отметив, что у того тогда волосы были длинные. «Я надеюсь, вы задумаетесь, почему у подсудимого такая позиция», — прокомментировал документ об опознании гособвинитель.
Далее он показал присяжным исколотые рубашку и куртку, в которые был одет потерпевший. Следы ножевых ударов остались практически по всему туловищу. Жюри также прослушало аудиозапись разговора между продавщицей магазина и оператором «скорой помощи». «Мальчика ранили. Не знаю, чем ранили. Он умирает, приезжайте скорей!» — кричала в трубку продавщица. Также были зачитаны ее показания: обвинение и защита договорились, что вызов всех свидетелей в суд не обязателен. По словам продавщицы, о том, что был ранен один из покупателей, ей сообщил грузчик, она вызвала «скорую помощь». Раненый сидел на стуле, кто-то оказывал ему медицинскую помощь. При этом он говорил по телефону: «Мама, не беспокойся, я жив».
Грузчик же рассказал, что Алан является постоянным клиентом магазина. Когда он увидел раненого, то принес ему стул и нажал «тревожную кнопку», чтобы приехала полиция.
Посетительница магазина Татьяна Малахова купить ничего не успела, когда увидела раненого мужчину неславянской наружности. Поскольку у нее есть медицинское образование, она определила, какие органы были повреждены, и начала оказывать ему медицинскую помощь. Затем подошел ее сын с собакой, который сказал, что видел группу из шести-семи человек, некоторые из них имели короткие стрижки.
Ее сын Александр Тюрин рассказал, что в тот день был на рыбалке, а когда вернулся, вышел во двор покурить с приятелем. Мимо них прошла компания молодых ребят. Затем он спустился с матерью, которая ушла в магазин, а он отправился гулять с собакой. Во время прогулки он видел окровавленного мужчину восточной наружности, который бежал к магазину. Когда приехали полицейские, он отправился вместе с ними на розыск той компании, которую видел, но поиски успехом не увенчались.
На этом заседание окончилось. Прокурор пообещал, что на следующем заседании, которое состоится 7 августа, будет допрошен потерпевший, если он явится в суд.