Около 150 заключенных в четверг сбежали во время бунта в тюрьме индонезийского города Медан на острове Суматра, сообщает BBC. В результате беспорядков и устроенного поджога заключенным удалось захватить оружие, прорваться через оцепление, а также взять в заложники 15 полицейских. Associated Press со ссылкой на представителя администрации тюрьмы Акбар Хади сообщает о пожаре, охватившем тюремные корпуса, и выстрелах, которые были слышны во время бунта.
В настоящий момент несколько сотен полицейских и солдат пытаются восстановить порядок в тюрьме, а также прочесывают окрестности для поиска бежавших заключенных: сообщается, что беглецам удалось захватить оружие у охранников.
Полиция перекрыла все дороги, ведущие из города Медан, третьего по величине в Индонезии. Пожарные борются с огнем.
Причиной бунта власти называют отключение переполненной тюрьмы от водоснабжения и электроэнергии в последние несколько дней.
Несмотря на официальный лимит в 400 человек, на момент бунта в учреждении содержалось свыше 2400 человек. В условиях влажного и жаркого индонезийского климата отключение электричества и остановка из-за этого насосов, обеспечивавших водоснабжение, создали невыносимые условия для арестантов.
ABC News сообщает о по меньшей мере пятерых погибших. По данным полиции, это трое заключенных и два охранника тюрьмы.
Некоторые беглецы были осуждены за терроризм.
По данным ABC News, всего среди бежавших было 15 террористов, однако название организации, к которой они принадлежали, при этом не сообщается. Как полагают журналисты Jakarta Post, среди них Тони Тогар, который отбывает 20-летний срок за серию взрывов в церквях на Суматре в 2000-е годы.
Как сообщает Fox News, представитель местной полиции Хору Пракосу заявил, что около 55 бежавших заключенных уже пойманы. Среди них трое осужденных за терроризм. Тем не менее, по данным полиции, еще около 100 беглых индонезийских зэков, в том числе шесть террористов, остаются на свободе. Часть из них — боевики-сепаратисты в провинции Ачех на севере Суматры, другие — участники ограбления банка.
Наиболее активной террористической группировкой в Индонезии считается связанная с «Аль-Каидой (организация запрещена в России)» «Джемаа Исламия». Об уничтожении пятерых ее участников за ограбления банков на Суматре власти заявляли в 2012 году.
Самым крупным терактом в исполнении «Джемаа Исламии» стала атака на Бали в 2002 году, когда были взорваны автомобили возле двух популярных среди туристов ночных клубов и неподалеку от консульства США. В результате нападения погибли 202 человека, в том числе 164 иностранца. Трое террористов, причастных к этому преступлению, были приговорены индонезийским судом к смертной казни.
«Джемаа Исламия» действует на территории Индонезии, Малайзии и Филиппин и включена в перечень Совбеза ООН как организация, связанная с «Аль-Каидой». Как уточняется в справочной информации к перечню, «Джемаа Исламия» находится под значительным влиянием идеологии и методов Усамы бен Ладена.
«Конечной целью «Джемаа Исламии» является создание государства, основанного на экстремистской идеологии, на территории большей части Юго-Восточной Азии», — уточняют эксперты ООН.
Ключевой фигурой, обеспечивавшей связь между индонезийскими исламистами и «Аль-Каидой», был один из руководителей «Джемаа Исламии» Нурджаман Ридуан Исамуддин, он же Хамбали. Этот человек воевал в Афганистане еще в середине 1980-х годов, а в 1990-е годы отвечал за создание сети исламистких ячеек территории Юго-Восточной Азии.
По данным спецслужб, Хамбали участвовал в организации и подготовке в том числе террактов 11 сентября 2001 года. Хамбали был объявлен в розыск индонезийскими властями в связи с серией скоординированных взрывов в христианских церквях Джакарты и восьми других городах Индонезии в декабре 2000 года, в результате которых 18 человек погибли и многие получили ранения. «Джемаа Исламия» также организовала взрыв гостиницы «Мариотт» в Джакарте в 2003 году, а также взрыв посольства Австралии в Джакарте в 2004 году.
Сам Хамбали был задержан в Бангкоке в 2003 году в результате совместной операции американских и таиландских спецслужб и с тех пор содержится в тюрьме на американской военной базе Гуантанамо.
Общедоступных данных о численности «Джемаа Исламии» нет; по оценкам экспертов ОНН, она может составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.