Во вторник Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Представляя документ, заместитель секретаря генсовета «Единой России», первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина подвела итоги проводимой с начала года работы по поддержке детей-сирот. Она напомнила, что в рамках исполнения указа президента были приняты три постановления правительства, два приказа Минздрава, один федеральный закон и разработаны еще два законопроекта.
Особо Баталина отметила проявленную депутатами заботу о здоровье оставшихся без попечения родителей детей. Так, в обсуждаемый законопроект ко второму чтению была внесена норма, по которой дети-сироты смогут лечиться за рубежом за государственный счет.
«Законопроектом мы обеспечиваем дополнительные права детей-сирот на получение медицинской помощи, в том числе закладываем норму, что дети-сироты имеют право на получение медицинской помощи за пределами РФ за счет средств бюджета. Нам нужно закончить порочную практику сбора средств на зарубежные операции, если они не могут делаться в Москве», — подчеркнула Баталина.
Конкретно речь идет о дополнении к 7-й статье «Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание» федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Как следует из документа, направляться на лечение дети будут «в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».
Между тем пока ничего нового депутаты не предложили. Формально у российских сирот, как и у всех остальных граждан страны, такое право уже имеется.
«Предоставление государственной услуги по направлению граждан РФ на лечение за пределами территории РФ за счет средств федерального бюджета осуществляется Минздравом России в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 19.12.2011 г. № 1571н», — объяснили «Газете.Ru» в Министерстве здравоохранения.
Получить такую услугу может гражданин, «признанный в порядке, установленном административным регламентом, нуждающимся в диагностике и/или лечении за пределами территории РФ, в случае невозможности получения на территории РФ медицинской помощи, показанной ему в связи с имеющимся заболеванием». Основанием для рассмотрения вопроса о направлении больного на лечение за рубеж специальной комиссией Минздрава является соответствующее заключение врачебной комиссии федерального медучреждения.
Преимущественное право детей-сирот получит свое отражение в бюджете, объяснил «Газете.Ru» член думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Алексей Лысяков.
«Новая норма будет регулировать бюджет, в котором появится строка «На осуществление функций по реализации закона такого-то, — заявил депутат. — Конечно, высокотехнологичную медицинскую помощь надо оказывать всем детям без исключения, но о сиротах следует заботиться больше, чем о детях, имеющих родителей. И это не дискриминация, потому что родителями для сирот является государство».
По оценке депутата, на заявленные цели ежегодно потребуется несколько десятков миллионов долларов. Речь идет в основном о пересадке донорских органов, иную высокотехнологичную помощь уже с успехом оказывают в Москве, считает он.
Эксперты к планам депутатов отнеслись скептически. По мнению президента Общества доказательной медицины Василия Власова, установление отдельного права лечения за рубежом для детей-сирот «выглядит вопиющей глупостью».
А для того чтобы все граждане страны находились в равных условиях, как того требует Конституция, требуется соответствующий бюджет здравоохранения.
«Выделяемые бюджетом на лечение россиян за рубежом 240 млн рублей — это очень мало, и поэтому при их расходовании происходит полный произвол, — считает эксперт. — Ведь это на лечение в российской больнице в среднем тратится по 2 доллара в день, а для поездки в Италию матери с ребенком, нуждающимся в пересадке сердца, требуется полмиллиона».
Доктор медицинских наук, профессор Высшей школы экономики Кирилл Данишевский также считает, что реализация закона будет зависеть от числа квот, а при их нынешнем количестве говорить о доступности лечения за рубежом не приходится. «Шумиха вокруг лечения за рубежом синтетическая, — говорит эксперт. — Единицы россиян лечатся за границей за бюджетный счет.
Что касается детей — воспитанников сиротских учреждений, то среди них действительно очень много тяжелых врожденных патологий.
Некоторые виды лейкозов и врожденных аномалий лечат только в единицах уникальных клиник в мире. Поэтому подход в принципе правильный. Но самое главное не закон, а подзаконные акты и выделяемый на их реализацию бюджет. Поэтому радикального изменения в положении детей-сирот не будет». С другой стороны, уверен Данишевский, значительную часть больных детей можно было бы вылечить и в России. И отставание российской медицины от западной заметно сокращается.
«Главная разница заключается в том, что в цивилизованных странах полноценное лечение получают все, а у нас — единицы», — отмечает эксперт.
По его мнению, если уж Минздраву приходится крутиться в рамках ограниченного бюджета, то лучше потратить деньги, выделяемые на зарубежные квоты, на ликвидацию дефицита медуслуг внутри страны.
Директор общественной организации «Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» Алексей Головань считает, что дублирование в основном законе, касающемся поддержки детей-сирот, гарантии, прописанной в другом документе, вреда не принесет. «159-й закон содержит ряд декларативных норм, которые имеют свое отражение в других законах, — объяснил Головань. — То, что в документе собрано большинство гарантий (касающихся образования, жилья, лечения), удобно для практической работы. А подтверждение в нескольких документах гарантии на лечение, в том числе за рубежом, усиливает эту гарантию и само по себе неплохо. Плоха реализация. И не только для сирот».
По словам эксперта, он много общается с руководителями детских учреждений и главами органов здравоохранения регионов и видит, что есть случаи, когда необходимая помощь может быть оказана ребенку только за границей. Однако уже прописанное в законодательстве право на такое лечение не работает.
Более того, когда свою помощь в финансировании лечения ребенка предлагают благотворительные фонды, ее боятся принять.
«У директора, который заявил о необходимости спонсорской поддержки, могут быть неприятности, — говорит Головань. – Ему объяснят, что есть квота, очередь и не надо лезть со своей инициативой. И получается, что директору действительно спокойней подождать и не высовываться». В связи с этим у эксперта вызывают опасения заявления депутатов о том, что надо прекратить «порочную практику сбора средств на зарубежные операции».
В итоге все эти разговоры могут привести к тому, что государство и само не поможет большому числу больных детей, и не позволит это делать благотворителям.
«Неправильно говорить «Хватит побираться», пока без благотворительной помощи мы не обойдемся, — считает Головань. — Фонды выполняют очень важную миссию: помогают там, где государство оказывается неповоротливым. И государству надо устанавливать порядок взаимодействия с фондами, может быть, даже компенсировать затраты, которые они несут, оперативно оказывая своевременную помощь».