Во вторник в Лагосе суд признал невиновными восемь российских моряков с захваченного теплохода Myre Seadiver, который принадлежит базирующейся в Москве частной охранной компании Moran Group. Судно вместе с экипажем было арестовано 19 октября прошлого года представителями военно-морских сил Нигерии. На борту было обнаружено оружие — 14 автоматов АК-47 с 3,6 тыс. патронами, а также 22 винтовки Benelli MR1, к которым было припасено почти 5 тысяч патронов, — теплоход был своего рода базой для сотрудников и местом для хранения оружия и боеприпасов. Нигерийские власти тут же обвинили россиян в контрабанде оружия.
Спустя восемь месяцев после ареста формулировка о контрабанде уже не звучала, отмечает AFP.
Адвокат россиян Абубакар Унегбу заявил, что моряков обвиняли лишь в нелегальном въезде в страну. У восьми были неопровержимые доказательства их легального въезда: виза от посольства Нигерии. Еще семь россиян ожидают судебного рассмотрения: заседание по ним состоится в эту пятницу, 21 июня. Адвокат говорит, что разрешение на вход было запрошено и получено до того, как судно вошло в территориальные воды Нигерии.
«Обвинения в отношении восьми моряков были вычеркнуты по заявлению стороны обвинения», — отметил судья Джеймс Тсохо.
Морской эксперт, главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко пояснил «Газете.Ru», что судебные заседания — лишь формальность, все основные переговоры между судовладельцами и заинтересованными нигерийскими чиновниками проходят кулуарно. «Скорее всего, всех россиян отпустят, а вот судно — вряд ли», — сообщил Войтенко. В настоящее время Myre Seadiver все еще стоит на причале на одной из баз ВМС Нигерии.
Действительно, ранее судья заявлял, что судно будет выпущено только после выплаты штрафа в $500 тыс., передает AFP.
Официально о результатах переговоров объявил МИД России, сообщив в декабре прошлого года, что было достигнуто соглашение с Нигерией о снятии обвинений ради сохранения теплых отношений между двумя странами. Однако затем нигерийцы повернули обратно. В феврале они сделали послабление, отпустив моряков из-под ареста и разрешив им находиться на территории посольства России в Лагосе. Однако выходить за забор им было запрещено. «Известно также, что действиями нигерийцев возмутились англичане, а их мнение влиятельно в морских делах», — добавил Войтенко, поясняя, что могло повлиять на правительство африканской страны.
Дело Myre Seadiver напрямую связано с нигерийскими пиратами: россияне стали жертвами расправы с конкурентами на рынке частной вооруженной охраны, объясняет Войтенко.
Он привел в пример сомалийских пиратов, вылазки которых практически сошли на нет после того, как торговые корабли стали приглашать для защиты вооруженных иностранных наемников. Как уверяет Войтенко, за два последних года сомалийские пираты не смогли захватить ни одно крупное судно. Однако в Нигерии, где действуют еще более наглые и агрессивные пираты, аналогичный выход не помог.
В Нигерии уже есть свой частный охранный рынок, в котором есть один крупный игрок. Как отмечает Войтенко, судовладельцы были не в восторге от качества услуг. «Moran Group (занимающийся защитой торговых судов от морских пиратов. — «Газета.Ru») попытался зайти на этот рынок, хотя их предупреждали о возможных последствиях, — говорит морской эксперт.
— Историей с Myre Seadiver Нигерия показала всему миру, что не потерпит у себя иностранные охранные агентства».
Во время задержания теплоход был не в открытых водах — он почти месяц стоял на рейде в порту Лагоса, ранее сообщил «Газете.Ru» представитель компании-судовладельца, российского отделения международной компании Moran Security Group. Собеседник отметил, что заход теплохода был согласован с нигерийским властями через агента.
«Еще до захода даже не в территориальные воды, а в экономическую зону судно легло в дрейф, ждало подтверждения агента о том, что все с властями и ВМС страны согласовано. После того как он подтвердил это, судно проследовало в порт Лагоса. Более того, агент показал точку для якорной стоянки. Судно стояло месяц на рейде порта Лагос, проводилась смена экипажа. На нем велись ремонтные работы, двигатели были выключены. Это говорит о том, что все были уверены в законности своих действий. Если бы мы что-то не декларировали, разве мы бы стояли там месяц? Это было бы глупо», — пояснил представитель судовладельца. За время стоянки на судне даже поменялся экипаж. Прибывшие россияне планировали 19 октября отплыть, чтобы продолжить рейс, но на борт внезапно зашли нигерийские военные и отбуксовали судно к себе на базу.