Во вторник стало известно, что руководство военно-морских сил (ВМС) Нигерии решило не отпускать на свободу 15 российских моряков, задержанных 19 октября по подозрению в контрабанде оружия. «15 россиян были взяты под стражу полицейскими, так как флот не в силах самостоятельно привлечь их к ответственности», — заявил агентству AFP капитан-лейтенант Джерри Омодара из Западного военного командования, расположенного в Лагосе. Он пояснил, что в понедельник полиция, принимая дело, провела осмотр теплохода Myre Seadiver и изучила находящееся на борту оружие. Судно в настоящее время находится в порту Лагоса. Представитель ВМС добавил, что оно вместе с грузом останется под их охраной. «Судно и оружие будут служить уликами по время суда над подозреваемыми», — сказал Омодара. Он добавил, что ВМС завершили свое предварительное расследование и теперь от полиции будет зависеть, когда начнется суд.
Теплоход Myre Seadiver принадлежит российскому отделению международной компании Moran Security Group, защищающей торговые суда от нападения пиратов.
На его борту находилось оружие, которое охранники использовали в своей работе. По данным нигерийских военных, это были 14 автоматов Калашникова с 3643 патронами, а также 22 винтовки Benelli и 4955 патронов к ним.
Первоначально россиян обвиняли в контрабанде оружия. Однако в настоящее время обвинения изменились. «После предварительного расследования мы выяснили, что они находились в наших водах со стрелковым оружием, которое не должно было находиться у них, — заявил газете Nigerian Tribune коммодор Мартин Нийоко, лично передавший россиян в полицию. — Мы также обнаружили, что судно с оружием зашло в наши воды без должного уведомления, что является нарушением законов Нигерии».
Между тем в конце декабря МИД России официально заявил, что была достигнута договоренность с властями Нигерии об освобождении россиян.
Глава министерства Сергей Лавров связался по телефону с главой нигерийского внешнеполитического ведомства Олугбенгой Аширу. После этого руководство Нигерии решило предоставить задержанным возможность вернуться на родину.
«Судя по всему, в бумагах на автоматы Калашникова были определенные ошибки», — пояснил «Газете.Ru» главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень-Совфрахт» морской эксперт Михаил Войтенко. Впрочем, представитель судовладельца — компании Moran Security Group — заверил «Газету.Ru», что с бумагами у команды все было в порядке: «Никаких ошибок не было, все декларировалось официально через агента, который подтвердил, что получены все разрешения у властей». Он не смог подтвердить перевод россиян под полицейский арест, но заверил, что в ближайшее время это будет уточнено.
«Наше судно с этим же оружием заходило в воды Мадагаскара, тогда никаких вопросов не возникло, — пояснил представитель российского отделения Moran Security Group. — Затем они направились к Нигерии.
Еще до захода даже не в территориальные воды, а в экономическую зону судно легло в дрейф, ждало подтверждения агента о том, что все с властями и ВМС согласовано.
После того как он подтвердил это, судно проследовало в порт Лагоса. Более того, агент показал точку для якорной стоянки. Судно стояло месяц на рейде порта Лагос, проводилась смена экипажа. На нем велись ремонтные работы, двигатели были выключены. Это говорит о том, что все были уверены в законности своих действий. Если бы мы что-то не декларировали, разве мы бы стояли там месяц? Это было бы глупо».
Морской эксперт Михаил Войтенко уверен, что происходящее — это попытка устранить конкурента.
Суда Moran Security Group — это фактически плавучие арсеналы, на которых базируются команды охранников, пояснил он. «Так проще — высаживать охранников на торговые суда со своих судов, — сообщил Войтенко. — Ранее судно Myre Seadiver стояло в Индийском океане, но сейчас там ситуация с пиратством поутихла, а в Гвинейском заливе у западного побережья Африки пиратство процветает. Тогда судно направилось туда, заключив очередной контракт.
Вот только там у африканских стран есть свои охранные службы, которым конкуренты ни к чему. А в Нигерии сами военные подрабатывают охраной торговых судов.
Порой может сдаваться целый военный корабль. Так что захват российского судна похож на выдавливание конкурентов с рынка».
Эксперт выразил уверенность, что в конечном итоге задержанные будут освобождены. Произошедший сбой в договоренностях между МИД России и нигерийскими властями он объяснил внутренней борьбой в руководстве африканской страны. «В Нигерии разные ветви власти борются друг с другом и нигерийские ВМС также стоят особняком», — сообщил Войтенко. Он отметил, что российским компаниям выгоднее нанимать соотечественников в качестве охранников: «Во-первых, они более профессиональны, а во-вторых, говорят на одном языке».