Первые телефонные звонки родственникам и правозащитникам от осужденных, отбывающих свой срок в колонии строгого режима № 46 в городе Невьянске, раздались около трех часов ночь на 30 мая.
«Нам рассказали, что двое осужденных, которых поместили в так называемые адаптационные отряды, самовольно их покинули и переместились в один из бараков, после чего ряд осужденных отказались от приема пищи. Так и началась акция неповиновения», — рассказал «Газете.Ru» член общественной наблюдательной комиссии (ОНК) при ГУ ФСИН по Свердловской области Дмитрий Рожин.
По различным данным, от 270 до 400 человек забаррикадировались в двухэтажном бараке и отказывались выполнять правила поведения.
Стоит отметить, что акцию протеста осужденные провели по всем правилам пиара. Ночью в интернете были размещены видеообращения к общественности двух арестантов, действия которых и послужили причиной акции.
«Сегодня, 29 мая 2013 года, я подвергался моральному и физическому воздействию на отряде номер три», — говорит в своем обращении осужденный Илья Семушин и демонстрирует следы избиения. Он рассказывает о существовании режимных отрядов № 3 и № 8, которым администрация передала реальную власть. Но, как это иногда бывает, представители отряда придерживаются не воровской идеологии, а следят за выполнением указов администрации.
«На третьем отряде я нахожусь уже полтора месяца. За это время я подвергался издевательствам со стороны осужденных. Таким как… Ну в общем, они морально угнетали меня. А сегодня избили физически. На восьмом отряде осужденных постоянно избивают», — рассказывает другой сиделец ИК-46 Сергей Трегубов.
После тревожных сообщений из колонии, еще ночью к месту событий стали стягиваться родственники осужденных. В то же время периметр колонии оцепили сотрудники полиции с собаками. А на территорию колонии зашли представители руководства ГУ ФСИН по Свердловской области, омбудсмена и правозащитники.
«Мы с утра тут сидим и ждем. Какой-то у них там беспредел. А нас, родителей не пускают. Мы уже все измаялись. Руководство тут беспредельничает. Заставляет всех, чтобы на ментов работали. Кто не работает — в изолятор садят. Ни за что ребята страдают! Детей наших как за скотину тут держат», — поделилась с «Газетой.Ru» одна из встревоженных родительниц.
Около 12.00 в ворота колонии въехал автобус со спецназом ГУ ФСИН «Россы». В тоже время обитатели осажденного барака вывесили из окон простыни с написанными на них лозунгами: «Помогите, беспредел», «Требуем смены руководства ИК, встречи с ОНК», «Мы готовы на крайние меры».
Некоторые из протестующих сами вывесились из окон и начали махать руками и футболками. Собравшиеся родственники замахали в ответ с криками «Мы с вами!».
Через некоторое время к стенам колонии подъехал второй автобус с сотрудниками «Россов» и БТР.
В это время сотрудники пресс-службы ГУ ФСИН по телефону нехотя рассказывали, что напряженность в колонии снята, а с осужденными ведутся переговоры.
У некоторых из обитателей ИК-46 были сотовые телефоны, по которым они поддерживали связь с волей, с родственниками и охотно раздавали интервью журналистам. Так, осужденный, представившийся Михаилом, рассказал корреспонденту «Газеты.Ru», что бунтовщики выломали двери с домофонами в помещениях отрядов, в ответ на что администрация отключила воду и электричество.
«Мы не собираемся доводить до крайностей, прибегать к силовым методам. Мы хотим только одного: чтобы нас услышали и сменили руководство колонии! Но если происходящее будет продолжаться, будут дальше избивать, то с нашей стороны, я думаю, будет применена сила», — пояснил Михаил.
Около 17.00 акция неповиновения неожиданно для всех завершилась. Вскоре из ворот колонии в сопровождении начальства областного ФСИН вышла свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова.
«Моя версия следующая! Здесь случилась проблема, которая случается в колониях, где администрация слишком доверяет активу, — рассказал она. — Вчера вечером завхоз 8-го отряда представил 3-му отряду нового завхоза и спросил: «Кто не согласен с режимом?» Вышли двое. Их ударили. Ссадины я видела своими глазами. Мне кажется, что 8-й отряд — это пережиток старой эпохи и его надо убирать, 8-й отряд приглядывает за остальными».
Руководители ФСИН пояснили, что переговоры с осужденными продолжаются и прокуратура выясняет подробности произошедшего.
«Действительно, много функций передали осужденным… Не передали, а они сами их взяли, — заявил «Газете.Ru» начальник ГУ ФСИН по Свердловской области Сергей Худорожков. — Администрация ослабила свои позиции. Главное требование осужденных было, чтобы следователь провел проверку. Сейчас он работает в колонии. По итогам его работы, мы будем принимать решение».