В пятницу Тверской райсуд Москвы вынес приговор экс-начальнику отдела продаж ООО «Правовой центр «Эксперт» Николаю Любутову, обвиняемому в покушении на мошенничество в особо крупном размере (ст. 30 ч. 4 ст. 159 УК). Когда журналистов пригласили в зал, подсудимый, находившийся под подпиской о невыезде, надел капюшон и отошел в дальний угол, отвернувшись к стене. Его адвокат встал перед журналистами, не позволяя подойти к нему слишком близко. Когда фото- и телеоператоров попросили выйти, Любутов скинул капюшон, снял куртку и сел на первую скамью в зале.
Процесс начался со стадии дополнений: первое заседание, на котором оглашалось обвинительное заключение, состоялось в другой день (как говорилось в материалах дела, Любутов, не имея такой возможности, обещал обеспечить победу в торгах главе ООО «Институт строительной экспертизы», который намеревался приобрести Щелковский комбинат бытового обслуживания Московского военного округа Минобороны).
На этой же стадии адвокат попросил приобщить к делу положительные характеристики подсудимого с двух предыдущих мест работы. Судья Елена Сташина удовлетворила просьбу защитника и объявила начало прений. По словам прокурора, смягчающим обстоятельством является то, что Любутов признал свою вину и «активно способствовал раскрытию преступления». Она отметила, что учитывает его положительные характеристики и то, что ранее подсудимый к уголовной ответственности не привлекался. «Но, с учетом характера и повышенной опасности содеянного (преступление относится к тяжкой категории), я прошу о назначении наказания, связанного с лишением свободы», — сказала прокурор.
Она попросила назначить три года колонии общего режима без штрафа.
Адвокат Александр Ефимов просил осудить своего клиента, но не назначать ему реального наказания. Он особо отметил, что Любутов заключил сделку со следствием и условия соглашения выполнил полностью. «Любутов занял активную гражданскую позицию, — сказал Ефимов. — В деле есть справки, которые поступили из Главного военного следственного управления о том, что Любутов проводил методическую работу по расследованию дел, которые вел Следственный комитет, предоставил необходимые аналитические документы, которые следствие активно использовало. Это настолько необычно и свидетельствует о его гражданской позиции, о глубоком раскаянии, которое он продемонстрировал не своими словами, а действиями. И тот вред, который он и остальные лица причинили, он загладил.
«Я глубоко осознал все произошедшее, — произнес подсудимый. — Я пытался загладить вред, который нанес обороноспособности страны».
Заседание, начавшееся в 12.30, заняло не более получаса, после чего судья объявила, что огласит приговор в 15.00.
Однако к этому времени судья так и не появилась, оглашение приговора отложили еще на полчаса. Когда всех попросили выйти из зала, подсудимый пожаловался, что в коридоре стоят журналисты, с которыми он не хочет встречаться. Через несколько минут судебные приставы, ссылаясь на распоряжение судьи, зачистили третий этаж, где находился зал. Замечания, что распоряжение неправомерное, действия не возымели.
Около 15.50 всех пригласили подняться обратно в зал. Согласно приговору, который огласила судья, весной 2012 года Любутов пообещал содействие главе ООО «Институт строительной экспертизы» Михаилу Пашкину в приобретении Щелковского комбината бытового обслуживания Московского военного округа Минобороны в Подмосковье по заниженной стоимости — не выше 35 млн рублей. Подсудимый обещал компании Пашкина победу в торгах за этот объект. За свои услуги он попросил три миллиона рублей. Однако в действительности Любутов не мог оказать никакого влияния на проведение торгов, так как на тот момент уже не работал в «Эксперте» (главой компании, занимающейся реализацией имущества Минобороны, была одна из основных фигуранток дела «Оборонсервиса» Екатерина Сметанова). Как отмечается в приговоре, половину отката подсудимый планировал отдать «неустановленному лицу», работавшему в юридическом отделе ООО «Мира» (скорее всего, главе этого юротдела Дмитрию Митяеву: он также проходит по этому делу, но оно выделено в отдельное производство, Тверской суд начнет рассматривать его 10 апреля. Сам Митяев свою вину не признает). Узнав о том, что Любимов больше не является сотрудником «Эксперта», Пашкин обратился в правоохранительные органы.
22 октября при передаче денег, которая проходила под наблюдением оперативников, Любутов был задержан.
7 декабря 2012 года он заключил соглашение с прокуратурой, согласно которому обязался дать следствию исчерпывающие показания на соучастников преступления, рассказать о других преступлениях, которые те совершили, а также сообщить о мошеннических фактах, связанных с реализацией имущества «Оборонсервиса».
В итоге Сташина назначила ему два года и шесть месяцев лишения свободы.
Она постановила вернуть ему мобильный телефон, который находился в материалах дела. Другие вещдоки — диски, письма, ежедневник Любутова и деньги, использованные в оперативном эксперименте — останутся в распоряжении государства. Единственный судебный пристав, присутствовавший в зале, у которого при себе не было наручников, засуетился, вышел и кого-то позвал. Через две минуты вошел полицейский. «Конвой, пожалуйста, мужчина на первой скамеечке», — указала ему Сташина и ушла. Полицейский надевать наручники не торопился и подождал, когда Любутов оденется. «Снимай галстук», — сказал ему адвокат. Подсудимый снял, вытащил все из карманов, показал защитнику ключи от машины, кошелек и передал ему портфель, который принес с собой. После этого он обернулся к конвоиру и протянул руки. Адвокат заявил, что будет обжаловать приговор.