Владимир Путин предложил вернуть денежное вознаграждение донорам крови. По его словам, можно также монетизировать бесплатные обеды для доноров. «В нашей стране хоть небольшое, хоть скромное денежное вознаграждение играет определенную роль», — заявил президент в пятницу в Ростове-на-Дону на конференции «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), названной «Строительство социальной справедливости» и посвященной одной из его предвыборных статей. Глава государства отметил, что, «если этого стимула не будет, с учетом небольших доходов наших граждан трудно будет добиться нужного количества донорской крови». По его словам, «замена денежных выплат на обеды и билеты в кино — это, конечно, интересная вещь, но как дополнение».
Президент подчеркнул, что не намерен «настаивать и каких-то директивных указаний давать». Однако попросил Минздрав проанализировать существующую практику и внести необходимые коррективы в действующее законодательство. Он также отметил, что законодательство позволяет перевести льготы донорам в денежную форму: в действующих законодательных актах и решениях правительства «нет запрета на то, чтобы выплачивать деньгами те виды поддержки донорам, которые сейчас оказываются».
Что до цены, то Путин заявил, что можно сделать так, чтобы доноры получали не меньше, а даже чуть больше, чем раньше.
«Эта сфера крайне важная, и я вас прошу без профессиональных амбиций внимательно проанализировать реалии и, если потребуется, внести коррективы в тот порядок, которые вы разработали», — заявил президент, обращаясь к министру здравоохранения Веронике Скворцовой.
В ответ глава Минздрава пояснила, что дефицита донорской крови в России нет. «Есть некоторые нюансы, связанные с тем, что перераспределительная информационная система пока еще не заработала на полную мощность», — подчеркнула Скворцова.
Первым на конференции ОНФ о нехватке донорской крови после отмены денежных выплат и о том, что стране не обойтись без платного донорства, заговорил известный врач и общественный деятель, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. «У нас мнения за «круглым столом» разделились. За рубежом бесплатное донорство основано на более высокой зарплате, когда люди действительно по сердцу идут, а у нас определенный процент живет за счет сдачи крови. И, когда это ввели, например, в Москве и других крупных городах, наступил почти крах: станции переливания крови не смогли работать на полную силу», — заявил он накануне в эфире первого канала.
Между тем сколько-нибудь серьезную плату доноры получали разве что в столице и еще нескольких крупных городах. В последнее время «кадровые» доноры-москвичи получали по 650 рублей за 100 мл цельной крови.
Остальные довольствовались денежной компенсацией на дополнительное питание (в разных регионах от 350 до 1 тыс. рублей), подтверждая тезис президента о том, что в нашей стране даже столь скоромное вознаграждение «играет определенную роль».
Федеральный закон «О донорстве крови и ее компонентов», предполагающий ориентир на безвозмездное донорство, как мировой тренд, был принят 20 июля 2012 года и подписан президентом. Законопроект был внесен в Госдуму в конце 2011 года правительством премьер-министра Путина. Работа над документом велась командой экс-министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой несколько лет и порой сопровождалась критикой профессионального сообщества.
Касалось это, в частности, и вопросов стимулирования доноров. Так, заведующий кафедрой трансфузиологии Национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова профессор Евгений Жибурт, анализируя законопроект, коснулся темы питания доноров. «Эта отечественная традиция восходит к голодным двадцатым годам прошлого века. Но ни тогда в нашей стране, ни в одной из других развитых стран не предписывали обязательно кормить всех доноров. Одним рационом и только сдавших кровь безвозмездно. Хорошо хоть не принудительно», — говорится в статье профессора, опубликованной на сайте Российской ассоциации трансфузиологов.
После своего вступления в силу 21 января 2013 года закон о донорстве вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Кроме того, в последние месяцы в СМИ неоднократно появлялась информация о том, что в некоторых регионах из-за отмены вознаграждения донорам образовался дефицит крови и даже отменяются операции.
Открыто выступили против федерального центра обычно лояльные региональные власти.
Как заявил заммэра столицы по социальным вопросам Леонид Печатников, в 2012 году более половины общего объема цельной крови, более 80% плазмы и почти 100% тромбоцитарной массы в столице было сдано за плату. «Мы готовы пропагандировать бесплатное донорство, я сам готов ездить по улицам и в мегафон призывать всех сдавать кровь, но я не уверен, что студенты, которые раньше сдавали кровь, чтобы пополнить свои пустые карманы, сразу прибегут к нам», — заявил Печатников. По мнению главврача Московской станции переливания крови Ольги Майоровой, в связи с изменениями, отдающими приоритет безвозмездному донорству, может существенно снизиться число «кадровых» доноров». По словам Печатникова, Москва недосчиталась и 40% безвозмездных доноров, регулярно приходящих на станцию на протяжении нескольких лет.
Количество первичных доноров в Санкт-Петербурге сократилось в несколько раз, сообщил журналистам и главврач городской станции переливания крови Владимир Красняков. «По мировым нормам на одну тысячу населения должно быть 50 доноров. До принятия закона у нас было 15 человек на тысячу. Сегодня, возможно, уже пять. Я был на станции утром, там пустые коридоры», — рассказал Красняков.
Впрочем, опасаясь столкнуться с дефицитом крови, власти ряда регионов вслед за столицей уже включили финансирование доноров в свой бюджет. А чтобы напрямую не нарушать закон, это было оформлено в виде дополнительной социальной поддержки доноров.
Минздрав, в свою очередь, настаивает, что в целом по стране донорской крови хватает. Главное, своевременно перераспределять ее по регионам.
Появляющиеся в СМИ экспертные оценки о дефиците крови в ведомстве считают необъективными. Как объяснил журналистам на встрече в середине марта пресс-секретарь Министерства здравоохранения Олег Салагай, полную картину в масштабе страны и по субъектам федерации дает лишь мониторинг, который проводит Федеральное медико-биологическое агентство. И, по данным этого мониторинга, в России дефицита донорской крови нет. Более того, в январе — феврале 2013 года число желающих сдать кровь даже увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,9% и составило почти 263,5 тыс. человек. Число первичных доноров увеличилось на 3,4%, повторных — на 4,7%. При этом число безвозмездных донаций составило более 215 тыс. (рост — 5,7%).
Что касается самого закона о донорстве, то в его прежней редакции вообще не содержалось упоминаний о регулируемом платном донорстве. Такая норма появилась лишь сейчас по отношению к ценным компонентам и редким группам крови. По словам Салагая, новый закон фактически вывел платное донорство из тени, сделав его легальным и фиксированным по четкому перечню случаев.
В Минздраве убеждены, что безвозмездное донорство, когда человек не заинтересован материально и не скрывает возможных причин для медотвода (перенесенных инфекций, факта приема лекарств), — единственный безопасный вид донорства. На безвозмездное донорство перешли уже в 62 странах мира. И в нашей стране также достаточно много граждан, готовых сдавать кровь исключительно из благородных побуждений. Как показывают исследования, введение платы за те вещи, которые делались безвозмездно, обесценивает идеологическую основу и демотивируют людей, готовых помогать ближнему бесплатно.