Во вторник завершился процесс над участниками нападения на поселок Сагра. Свердловский областной суд вынес приговор в отношении 23 человек, которых обвиняли в зависимости от роли каждого в организации и участии в массовых беспорядках ( по частям первой и второй ст. 212 УК). Многие ожидали, что из-за большого количества обвиняемых оглашение приговора займет несколько дней. Но судьи Свердловского облсуда потратили на это всего несколько часов. В первой части заседания все обвиняемые сохраняли видимое спокойствие. После того как во время перерыва в зале появилось огромное число журналистов и телекамер, страсти накалились. До этого представители СМИ следили за оглашением по видеотрансляции.
Многие из обвиняемых прикрывались листами бумаги, газетами или просто прятали лица под медицинскими масками. Впрочем, среди подсудимых были и те, кто пытался использовать обеденный перерыв для общения с прессой. «Кто ответит за убийство, разбой, погромы, кражу, ранения, побои, с применением обреза в пьяном виде??? (авторская орфография и пунктуация сохранена)», — демонстрировал журналистам импровизированный плакат один из подсудимых. «Это их надо судить, а не нас, — кричала из клетки Валентина Лебедева, указывая на жителей Сагры, которые пришли послушать приговор. — Они все будут в аду гореть за обман, за то, что убивали. Их снимайте, а не нас!» Остальные выкрики из клетки изобиловали нецензурной лексикой. Успокоились обвиняемые, только когда судьи вернулись в зал.
Нападение на Сагру произошло в ночь на 2 июля 2011 года. Недавно поселившийся там Вячеслав Лебедев и его сестра Валентина Лебедева в очередной раз поссорились с местными жителями. Оскорбившись, Лебедев стал обзванивать знакомых из Екатеринбурга, чтобы «проучить» посельчан. Как установили следователи, он позвонил своему находящемуся за решеткой родственнику Ивану Лебедеву и предложил тому за 30 тысяч рублей отстоять правоту силой. После звонков Лебедева и его сокамерника Кахабера Чичуа их знакомый Шота Катамадзе вместе с подельниками разработал план того, как они будут воспитывать обидчиков Лебедева. В кратчайшие сроки они обзвонили своих знакомых и собрали более 20 человек. Вооружившись обрезами огнестрельного оружия, травматическими пистолетами, бейсбольными битами, деревянными палками, металлической арматурой и другими подручными средствами, они выехали из Екатеринбурга в Сагру на 15 автомобилях. Сагринцы, вооружившись ружьями и вилами, решили дать отпор. Итогом массовой драки с перестрелкой стал один труп и несколько раненых со стороны визитеров; местные жители отделались легкими ушибами. Иван Лебедев и все тот же Кахабер Чичуа кроме организации массовых беспорядков обвинялись еще в создании банды, а Артем Рабаданов, Кардаш Фатахов, Шота Катамадзе и Виталий Слатимов проходили по делу как участники преступной группы. Но на стадии прений прокурор Георгий Паникаров отказался от обвинения в бандитизме из-за недостатка собранных по делу доказательств.
Уголовное дело в отношении еще одного участника беспорядков Магомеда Бекова, который скрылся от следствия, было выделено в отдельное производство. Позднее Бекова задержали в Ингушетии и этапировали в Екатеринбург. Как сообщила во вторник в Следственном комитете, в ближайшее время Беков «приступит к ознакомлению с материалами уголовного дела».
Судьи признали всех участников беспорядков в Сагре виновными.
Во время судебного заседания ни один из обвиняемых свою вину не признал. К максимальному сроку наказания – шесть лет колонии строгого режима — приговорен Иван Лебедев. Кахабер Чичуа получил четыре года колонии строгого режима. Шота Катамадзе, Вячеслав Лебедев, Артем Рабаданов проведут ближайшие четыре года в колонии общего режима. К самому мягкому реальному наказанию приговорен Шохин Зарипов — год и восемь месяцев колонии общего режима. При этом Чичуа признан пособником в покушении на организацию массовых беспорядков, а Артем Рабаданов, кроме того, осужден за угрозу убийством. К остальным участникам погрома в Сагре суд отнесся снисходительнее: все они получили от трех до четырех лет условного заключения. Родственники тех, кого приговорили условно, несмотря на мягкий приговор, решению были не рады.
«Я ждал оправдания. А это дикость. Они же не доехали до Сагры, не устроили там беспорядки. В них же надо участвовать, надо кого-то бить. Я возмущен!» — заявил «Газете.Ru» Вадим Акимов, отец Ивана Акимова, приговоренного к двум годам условно.
Несмотря на то что прокуратура выступала за более суровое наказание для подсудимых, прокомментировать решение суда гособвинитель затруднился. «Приговор будет изучен. После этого будет принято решение о том, вносить апелляционное представление или нет», — пояснил после окончания заседания Паникаров. Жители Сагры решением суда в целом удовлетворены, но опасаются, что нападавшие захотят отомстить.
«Приговор уже вынесен, но тревога все равно есть. Надеюсь, что дальше будет все нормально. Но, если что-то вдруг будет, мы к обороне готовы», — отметил «Газете.Ru» житель Сагры Виктор Городилов.
Это уже не первый судебный приговор, касающийся событий в Сагре. К уголовной ответственности уже привлечены сотрудники межмуниципального отдела МВД «Верхнепышминский» участковый Вадим Зайниев и его руководитель Сергей Зиновьев, не обеспечившие общественный порядок в Сагре. Оба обвинялись по по ч. 1 ст. 293 УК (халатность), а Зиновьев еще и по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий). В итоге Верхнепышминский районный суд приговорил последнего к 3 годам и 2 месяцам лишения свободы общего режима, а его подчиненного — к 10 месяцам исправительных работ.
Комментируя приговор суда, официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин позволили себе лирическое отступление. Поведение подсудимых он назвал достаточно типичным «для подобной криминальной публики».
«Вначале они дерзкие и смелые, а как только получают достойный отпор или становятся фигурантами уголовных дел, то, как нашкодившие дети, пытаются перекладывать вину друг на друга. И в нашем случае в ходе допросов почти все обвиняемые утверждали, что в колонне, которая состояла из 15 автомобилей, именно они ехали в самом последнем, видимо, таким образом желая приуменьшить свою роль в совершенном преступлении», — рассказал о показаниях, которые давали осужденные, Маркин. И для убедительности добавил: «Можем себе представить: едет колонна из 14 пустых автомобилей, а замыкает ее легковушка, обвешанная вооруженными бейсбольными битами и кусками арматуры «мирными делегатами». Но в распоряжении следователей кроме показаний обвиняемых были и показания потерпевшей стороны, но главное — результаты экспертиз, в частности, уникальной криминалистической ситуационной экспертизы, которая позволила установить, что нападавшие стреляли в сторону жителей поселка, а также высказывали угрозы расправой в их адрес».