В Москве возбуждено уголовное дело по факту избиения ЛГБТ-активистки Анны Анненковой после акции у Госдумы против закона о пропаганде гомосексуализма. Как рассказал «Газете.Ru» юрист межрегиональной правозащитной ассоциации «АГОРА» Ильнур Шарапов, расследованием нападения занимается 1-й отдел полиции на метрополитене главного управления МВД России по Москве.
Следствие ведет дознаватель Сергей Солдатов, который квалифицировал избиение девушки по п. «а» ч. 2 ст. 116 УК (побои из хулиганских побуждений). «Пока в деле нет конкретного подозреваемого — его личность устанавливается, но как только нападавший станет известен, ему может грозить до двух лет лишения свободы», — объясняет Шарапов, представляющий интересы потерпевшей Анненковой.
Инцидент, ставший поводом для уголовного дела, произошел 22 января. Тогда ЛГБТ-активисты пришли к Государственной думе, где рассматривался в первом чтении законопроект «о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних». В документе предлагается внести поправки в КоАП, в соответствии с которыми за пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних гражданин может быть оштрафован на сумму от 4 тыс. до 5 тыс. рублей. Аналогичные действия должностных лиц, согласно проекту закона, должны наказываться штрафом в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей, а юридические лица заплатят уже от 400 тыс. до 500 тыс. рублей.
У стен Госдумы противники закона решили провести флешмоб — «День поцелуев». В тот день они целовались у входа в парламент, чем вызвали гнев своих оппонентов.
«Мы вышли, потому что не согласны с тем, что кто-то будет решать за других, где ему можно обнимать и целовать любимого человека», — рассказала правозащитникам сама Анненкова. Часть активистов почти сразу задержала полиция. Девушку и ее знакомых полицейские забирать не стали. Поняв, что акция завершилась, она пошла к метро. «Как выяснилось, за нами следила группа гомофобов. Когда нас осталось шесть-семь человек, на подходе к эскалатору они напали сзади на одного парня. Я и еще одна девушка попытались оттащить нападавших, держали их за корпус, — рассказала Анненкова. — Тогда они развернулись и начали нас бить. Прицельно по голове». По словам активистки, нападавших было трое. Двоих из них задержали, но они были отпущены после установления их личности. «Дело в том, что непосредственно нападавший на Анну сбежал, хотя мы думаем, что эти трое, скорее всего, знакомы между собой», — уточняет Шарапов. По его словам, допрос установленных участников потасовки может существенно помочь следствию.
Кроме того, пострадавшая девушка хорошо запомнила нападавшего и даже узнала его на следующей акции у Госдумы 25 января, несмотря на то что он был в шарфе.
В тот день активистка, по ее словам, подошла к сотруднику полиции и указала на молодого человека, объяснив, что он на нее напал тремя днями ранее, а ее заявление лежит в полиции. Однако, как рассказала Анненкова, полицейский «даже не посмотрел в его сторону».
25 января у здания Госдумы, где в первом чтении был принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, представители ЛГБТ-движения подрались с православными активистами, которые агрессивнее других выражают свое возмущение гомосексуализмом. ЛГБТ-активисты тогда утверждали, что накануне «православные» вывесили в интернете обещание «уродовать девушкам лица, а юношей бить до тех пор, пока те не смогут встать». Так что противники закона вызвали полицию превентивно. Несмотря на это, новой потасовки избежать не удалось: в ход пошли куриные яйца, которыми кидались православные активисты. При этом вооруженные яйцами тщательно скрывали лица шарфами и масками.
Ранее закон против пропаганды гомосексуализма раскритиковали правозащитники: заявление против предполагаемого закона подписали Московская Хельсинкская группа и Международное молодежное правозащитное движение. По их мнению, этот законопроект нарушает Европейскую конвенцию по правам человека. В декабре 2012 года премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил журналистам, что не видит необходимости законодательно регулировать гомосексуальные отношения. «Далеко не все нравственные вопросы, далеко не все поведенческие привычки, далеко не все вопросы коммуникаций между людьми нужно превращать в законодательство. Потому что не все отношения между людьми поддаются регулированию закона. Такова моя позиция, такова позиция «Единой России», — сказал Медведев, отвечая в прямом эфире на вопрос о целесообразности принятия закона о запрете гей-пропаганды.
С несколько иной позицией во вторник выступил министр иностранных дел России Сергей Лавров. На встрече с коллегой из Нидерландов Франсом Тиммермансом он вынужден был прокомментировать принятый Думой в первом чтении законопроект. Выступая на пресс-конференции, Тиммерманс заявил, что закон может нарушить права и свободы личности, зафиксированные в международных документах. «У нас есть международные инструменты, которые могут рассмотреть, так ли это. Я полагаю, как Россия и дала понять, она будет выполнять свои международные обязательства. Мы посмотрим, как пойдут дела, но Кэтрин Эштон (глава дипломатии ЕС), я и другие европейские министры призвали Думу не принимать этот закон», — сказал глава голландского МИДа.
Со своей стороны Лавров отметил, что единственным критерием для обсуждения этих вопросов являются обязательства, которые приняты странами в рамках универсальных или общеевропейских институтов.
Он напомнил, что статья Уголовного кодекса, каравшего гомосексуалистов в Советском Союзе, давно отменена, и «гомосексуалисты могут заниматься своими делами абсолютно свободно и безнаказанно».
«У нас нет ни одного универсального или общеевропейского обязательства разрешать пропаганду гомосексуализма», — заявил Лавров. По его словам, власти России не хотят, чтобы дискриминация происходила в обратном направлении, когда одна группа граждан получает право агрессивно продвигать свои, расходящиеся с большинством членов общества, ценности.