Сотрудников кафедры религиоведения философского факультета МГУ поставили в известность, что в ближайшее время все учебные пособия, по которым они учат студентов, должны будут проходить экспертизу в религиозных организациях в соответствии с положениями нового закона «Об образовании». Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, а также особенности получения теологического и религиозного образования прописаны в статье 87 нового закона «Об образовании», одобренного парламентом в конце прошлого года и тогда же подписанного президентом. «В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями основные образовательные программы могут быть включены в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии», — говорится в тексте этой статьи.
Там же прописана норма, что примерные основные образовательные программы, а также вузовские программы по направлениям подготовки с области теологии должны обязательно проходить экспертизу «в централизованной религиозной организации на предмет соответствия содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации».
Когда законопроект «Об образовании» обсуждала Госдума, дискуссии о внедрении церкви в образовательный процесс в большем объеме, чем раньше, шли постоянно. С прошлого года обязательным для всех российских школьников стал учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Но депутаты из фракций «Единая Россия» и ЛДПР предлагали идти дальше и ввести в школе дополнительные предметы, связанные с изучением православия. Осенью, во время обсуждения поправок ко второму чтению законопроекта на заседаниях комитета по образованию Госдумы, присутствовали представители конфессий, от Русской православной церкви туда приходили глава юридической службы Московской патриархии инокиня Ксения Чернега и глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
В итоге комитет рекомендовал внести в проект документа статью 87, которая узаконила контроль религиозных институтов за содержанием светских учебных пособий. С ней закон и вступит в силу 1 сентября 2013 года.
Представители конфессий, представленных в «наборе» «Основ религиозных культур и светской этики», православные, мусульмане, иудеи и буддисты, и раньше по договоренности с Минобрнауки проводили экспертизу учебных пособий для этого предмета. С принятием закона «Об образовании» это было закреплено законодательно, но полномочия представителей религиозных организаций распространились на все без исключения учебные пособия для учебных заведений, а также в целом на стандарты обучения как в школах, так и в вузах.
«Нам пока сказали, что под экспертизу попадут учебники, вузовские программы и, вполне возможно, министерские стандарты, на основании которых разрабатываются программы для вузов. В частности, есть стандарт по религиоведению и философии», — пояснил «Газете.Ru» доцент кафедры религиоведения и философии религии философского факультета МГУ Владимир Винокуров.
Преподаватели отмечают, что теперь пособия будут проходить экспертизу в нескольких религиозных организациях сразу. «Согласно новому закону, требуется отдавать учебную литературу на экспертизу в религиозные институты. К примеру, если в учебнике есть раздел, в котором говорится про ислам, мы должны отдать его на экспертизу мусульманам, если про историю Русской православной церкви — в отдел московской патриархии и так далее», — рассказал доцент кафедры религиоведения и философии религии философского факультета МГУ Иван Давыдов.
Преподавателей беспокоит, что не все конфессии вообще смогут осуществить экспертизу.
«Многие вещи остаются непонятными. Как провести церковную экспертизу, если соответствующей организации просто нет? К примеру, возьмем конфуцианство: где искать эту организацию? А есть вообще мертвые религии. Если речь идет о религии Древнего Египта, к кому нам обращаться?» — недоумевает Винокуров.
Кроме того, преподаватели опасаются, что религиозные организации будут относиться к содержанию учебников слишком предвзято: «Любой административный ресурс можно использовать как во благо, так и во вред. Светский религиовед будет писать отстраненно, объективно, а той или иной организации этого будет недостаточно, ей нужен будет скрытый пиар — к примеру, представить историю религии как государствообразующую. В подобной ситуации это будут рычаги конкретного давления на историческую науку», — считает Давыдов.
Также научных сотрудников взволновала ситуация с еще одним пунктом «религиозной» 87-й статьи закона «Об образовании», согласно которой педагоги, которые преподают предметы в области теологии, должны быть «из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией».
«У нас есть не только конфессиональная теология, но и светская. Какая организация будет рекомендовать преподавателей? Если религиозная, то получается однозначно, что они будут осуществлять конфессиональную подготовку», — считает Винокуров.
Тем не менее в МГУ надеются, что Минобрнауки разработает и опубликует четкие требования к процедуре экспертизы учебных пособий и «одобрения» преподавателей.
В министерстве заверили, что уже занимаются составлением этих инструкций, но никаких пояснений дать не смогли.
«Соответствующие проекты нормативно-правовых актов в настоящий момент разрабатываются. Они будут размещаться на сайте Минобрнауки, в разделе для обсуждения проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», — заявили в пресс-службе Минобрнауки.
Представители религиозных организаций сообщили, что, в принципе, готовы к проведению экспертизы и уже знают, кто и как будет рецензировать учебники: с вузовскими пособиями, судя по всему, будут работать так же, как и раньше со школьными.
По словам главного юрисконсульта отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Елены Зайчиковой, заниматься проведением всех экспертиз православного сегмента будут они.
«У нас есть понимание, как будет проводиться экспертиза образовательных программ и учебно-методическое сопровождение по предметам «Основ религиозных культур и светской этики». В законе указано, что этим занимаются централизованные религиозные организации, в данном случае это Московский патриархат РПЦ, который делегирует свои полномочия Отделу религиозного образования и катехизации РПЦ, — сказала она. — Мы уже разрабатывали программы и стандарты для религиозного компонента общеобразовательных православных школ. Мы являемся в церкви тем органом, который проводит экспертизу всех учебных пособий по средней школе уже два года. У нас есть положения, утвержденные священноначалием, есть ряд других актов, которые сопровождают проведение экспертизы, так что мы будем продолжать действовать в рамках уже существующего механизма.
Окончательно вопрос по применению юридических механизмов будет решаться патриархом». Она отметила, что в каждой конфессии также будет назван орган централизованной религиозной организации — либо если нет централизованных, то просто религиозной организации, которая будет проводить экспертизу образовательных программ. «Мы будем давать оценку только на предмет соответствия программ вероучению, чтобы они не искажали вероучение, адекватно преподавали основы религиозной культуры, у нас только эта компетенция, — сказала Зайчикова. — Мы не смотрим ни сами программы, ни учебники на предмет соответствия возрасту или психологических и педагогических критериев».
Она рассказала, что в РПЦ около двух лет действует экспертный совет, которому поручается экспертиза: его заключения рассматриваются коллегиально, по итогам на учебники ставится гриф отдела «рекомендовано и допущено» или, если нет, пособие оставляется на доработку.
Обращаются в отдел религиозного образования и катехизации как сами авторы учебных пособий, так и издательства и лица, которым авторы делегировали право обратиться к нам за получением этого грифа.
Что касается рекомендации педагогов-теологов, то, сказала представитель РПЦ, «теологи — это не наша компетенция»: «Но эта норма отображает то, что уже сложилось на практике: преподаватели-теологи обычно уже рекомендованы соответствующими конфессиями». Школьным же учителям рекомендация не требуется, напомнила она.
Мусульмане уверены, что экспертиза пойдет только на пользу учебным пособиям и позволит достичь консенсуса между религиозными организациями.
«Логика 87-й статьи исходит из того, что во мнениях и действиях государства и религиозных организаций должны быть согласованность и консенсус. Исполнительная власть не может навязать учащимся учебники или преподавателей, которые не одобряет централизованная религиозная организация. Это положительный момент. К тому же в ходе подготовки к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» мы уже сталкивались с тем, что некоторые учебники содержали грубейшие ошибки в изложении исторических фактов, касающихся ислама, вероучительных и иных аспектов, — считает первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир Мухетдинов. — В некоторых регионах, например в Нижнем Новгороде, наша религиозная организация сама обратила на это внимание и обратилась к органам исполнительной власти, и наши замечания были услышаны и приняты. Были случаи, когда издательства сами обращались в Духовное управление мусульман Европейской части России за рецензированием. То же самое касается и работы с преподавателями: во многих субъектах региональные министерства образования по собственной инициативе обращаются с предложением о сотрудничестве к мусульманским религиозным организациям в подготовке преподавателей для ОРКСЭ и это сотрудничество дает хорошие результаты. Привлечение религиозных организаций к учебно-методическому обеспечению курсов также никого не должно смущать. Наша организация, к примеру, привлекает к разработкам в учебно-методической плоскости свои религиозные учебные заведения, которые обладают достаточным опытом и потенциалом». По его словам, работу по экспертизе учебных пособий и «некой аттестации педагогов» также будут выполнять мусульманские научно-учебные центры. «Я считаю, сам посыл статьи правильный, позитивный. Однако в правоприменении он не должен обернуться диктатом той или иной религиозной организации, навязыванием и обязаловкой для педагогов и учеников», — резюмировал Мухетдинов.
Официальный представитель Федерации еврейских общин в России Анастасия Кудрина рассказала, что у организации уже была внутренняя экспертиза пособия по иудаизму, когда его готовили к выпуску.
«Кроме этого мы создавали к своему пособию учебно-методическую базу из собственного понимания предмета и общих требований Минобразования», — сообщила Кудрина. По ее словам, пока никакие организации в ФЕОР за экспертизой не обращались. Рекомендованных преподавателей там будут утверждать по спискам от Министерства образования. «Что касается предложений со стороны централизованной религиозной организации, у нас есть специалисты — преподаватели вузов, которые могут студентам доступно и правильно подать определенные вещи. Их мы тоже можем рекомендовать», — добавила она.