Во вторник стало известно о нападении на одного из лидеров петербургского поэтического арт-клуба «Болт», промоутера, организатора показа в Петерберге спектакля «Лолита» Артема Суслова. На молодого человека напали 13 января, около девяти вечера. Как рассказал «Газете.Ru» сам пострадавший, некто позвонил ему по телефону, представился тележурналистом и пригласил на интервью по поводу спектакля.
«Они сказали, что хотят взять интервью на фоне фонтана у ТРЦ «Рио», на людном месте, в Купчино», — рассказал Суслов. — Пришел, никого нет. Пошел домой — и тогда на меня напали. Их было трое, лет по 20–25, в масках, у одного я заметил какую-то националистическую нашивку на одежде, со славянской вязью. Сбили с ног, приставили к животу пистолет, заставляли признаться в педофилии, били, если не получали признания. Все это записывали на видеокамеру, освещая лицо фонариком».
По словам Суслова, нападавшие говорили, что видели «педофильские снимки» на его странице в одной из соцсетей.
На самом деле это работы Салли Манн, известного американского фотографа. Она делала снимки своих обнаженных детей, которые прославили ее в мире современного искусства.
«Я думаю, это нападение организовали люди из группировки «Казаки Санкт-Петербурга», — говорит Суслов. — Хотя это могут быть и не очень умные «охотники на педофилов» — они делают правильное дело, но тут напали не на того».
После нападения организатор спектакля отказался от госпитализации, прошел медицинское освидетельствование, зафиксировал два синяка и подозрение на черепно-мозговую травму, и подал заявление в полицию. «Это заявление принято, — сообщили Газете.Ru в ГУВМД по Петербургу и Ленинградской области. — По изложенным в нем сведениям будет проведена доследственная проверка».
Потерпевший говорит, что полицейские отнеслись к заявлению серьезно, «не стали отфутболивать» и уже несколько раз опросили его.
Сейчас Суслов и его коллеги ищут видеозапись избиения в сети. Впрочем, вряд ли она будет выложена в интернет — в СМИ и блогах поднялся слишком большой шум.
Два года назад эпатажного поэта и художника уже избивали по идеологическим соображениям — за нарисованный им в стиле поп-арт портрет патриарха Кирилла. Однако тогда, по его словам, нападавшие были «просто гопниками», видевшими его выступления по телевизору и не согласными с позицией, которую он занял. С октября прошлого года, когда стало известно о планах поставить спектакль «Лолита» в Петербурге, против Суслова и его коллег было устроено несколько провокаций. Например, в общественных петербургских туалетах появились надписи, предлагавшие девочкам 11–13 лет заняться оральным сексом. Призывы сопровождались номером мобильного телефона Суслова — до недавнего времени номер был в свободном доступе в соцсетях.
В Петербурге неизвестные поборники нравственности объявили настоящую войну писателю Владимиру Набокову.
Так, полиция сейчас проводит доследственную проверку после поступившего от дирекции музея Набокова заявления о нападении и угрозах.
Весь ноябрь и декабрь музейщикам приходили агрессивные письма с обвинениями в пропаганде педофилии. А в ночь на 9 января бутылкой с прикрепленной запиской было разбито окно в здании музея на Большой Морской улице. В записке с орфографическими ошибками цитировалась Библия и было написано: «Как вы не боитесь Гнева Божьего, пропагандируя педофилию Набокова».
Автор утверждал, что он причастен к требованиям о закрытии проходившей в Государственном Эрмитаже выставки британских художников-радикалов Джейка и Диноса Чепменов «Конец веселья», а также подписывался под отменой привезенного в Петербург Сусловым моноспектакля «Лолита».
Перед открытием выставки Чепменов претензии к ней предъявляли представители некоей организации «Казаки Санкт-Петербурга». Письмо к директору Эрмитажа было подписано Денисом Горчиным, Анной Деговой, Сергеем Исаевым и Дмитрием Дыгерна. Найти этих людей в итоге не удалось. Петербургские казаки хором заявили, что не знают подписантов. Глава Санкт-Петербургского городского казачьего общества «Казачья стража» Аркадий Крамарев сообщил журналистам, что никакого отношения ни он, ни его товарищи к письму не имеют.
Постановщик «Лолиты» и исполнитель единственной роли в этом спектакле — заслуженный артист Леонид Мозговой известен по ролям в картинах Александра Сокурова (он сыграл Гитлера в «Молохе» и Ленина в «Тельце») и Константина Лопушанского («Гадкие лебеди» по Стругацким). В его репертуаре несколько моноспектаклей: он играет «Трех сестер» и «Чёрного монаха» по Чехову, «Я — Гамлет» по Блоку и «Записки на манжетах» по Булгакову.
Моноспектакль «Лолита» по роману Владимира Набокова Мозговой ставит с 1980-х годов. Очередной показ должен был пройти в петербургском музее современного искусства «Эрарта» 21 октября (организатор – арт-клуб «Болт»), однако он был сорван. За два дня до объявленной даты спектакля в СМИ появилось письмо от группы активистов — часть из них называла себя казаками, другие подписались как «граждане РФ» и «учителя начальных классов»: они требовали отменить «Лолиту», ссылаясь на то, что «публикация романа и реклама подобного мерзкого сочинения под видом искусства» является грехом.
Авторы письма обратили внимание на послужной список Мозгового. «Этот актёр не побоялся сыграть Гитлера в качестве положительного персонажа в фильме у режиссера — известного пропагандиста содомии, гомосексуалиста» — говорилось в послании. Фамилию режиссера авторы письма не указали. В итоге спектакль, как рассказала «Газете.Ru» официальный представитель «Эрарты» Анастасия Блохина, был отменен по просьбе самого артиста.
«Музей был готов обеспечить проведение спектакля и безопасность зрителей, — заявила Блохина. — Однако сам Леонид Мозговой заявил, что «не желает дразнить гусей».
«Люди недалекие, не знающие культуру, с такими шовинистическими взглядами… я не люблю с такими людьми связываться, зачем мне это. Это подонки», — сказал Мозговой.
Позже моноспектакль «Лолита» все же состоялся два раза в «Эрарте», но при усиленной охране. Были вынуждены усилить безопасность и музейщики Дома Набокова.
Отметим, ранее проверить романы «Лолита» Владимира Набокова и «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса на пропаганду педофилии предлагал протоиерей Всеволод Чаплин.