В понедельник завершилось тянувшееся с конца прошлого года судебное разбирательство о выселении фонда «Город без наркотиков» из занимаемого им помещения. На итоговом заседании суд отклонил претензии чиновников, требовавших признать договор между правительством Свердловской области и общественной организацией незаключенным, и оставил здание «Городу без наркотиков».
С иском в Свердловский арбитражный суд ГУП «Распорядительная дирекция МУГИСО» обратилась в прошлом году. Чиновники требовали выселить фонд «Город без наркотиков» из здания по адресу Белинского, 19. Памятник архитектуры Дом Григорьева «Город без наркотиков» занимает с декабря 1999 года. По протекции тогдашнего свердловского губернатора Эдуарда Росселя общественная организация получила в аренду 201,5 кв. м здания. Но этих помещений фонду не хватало, и вскоре площадь была увеличена до 377,3 м. Арендная плата составляла около 100 тыс. рублей в месяц.
Новый губернатор Александр Мишарин в августе 2011 года передал здание фонду в безвозмездное пользование до 2020 года. Однако по этому договору организация должна была выплачивать около 27 тысяч рублей ежемесячно. За что конкретно уплачивались эти средства, в договоре не прописано, не смогли стороны объяснить это и во время судебных слушаний. Именно эти выплаты по «безвозмездному» договору и стали причиной, по которой МУГИСО считает договор аренды «незаключенным».
Адвокат защищавший интересы фонда Максим Столяров признался журналистам, что впервые в своей практике так волновался, ожидая решения суда.
— В ходе полутора лет, которые фонд занимает это помещение, дирекцию МУГИСО устраивает то, как фонд исполняет этот договор, — обратился Максим Столяров к представителю истца в ходе судебных прений.
— Насколько я знаю, никаких специализированных вопросов, касающихся сохранения объекта культурного наследия и так далее, мы с фондом за это время не выясняли, — ответил представитель дирекции МУГИСО Максим Титов.
— Скажите, а в чем тогда суть нарушений фондом прав дирекции?
— Ну это же просто! С нашей точки зрения, договор считается незаключенным. Поэтому он не является основанием для пользования нашим имуществом. Именно это и является нашим нарушенным правом, — пояснил Титов.
Выяснив позиции сторон, суд удалился на совещание. Около получаса судьи принимали решение. Наконец, его огласили.
— Арбитражный суд решил: в удовлетворении исковых требований отказать, — зачитал судья решение.
Собравшиеся в зале представители фонда «Город без наркотиков» и его сторонники зааплодировали.
Адвокат Столяров заявил корреспонденту «Газеты.Ru», что такой исход был для них неожиданным. «Мы опасались, что будет влияние, давление исполнительной власти на судебную в этом процессе. Если бы решение было не в нашу пользу, то мы могли бы половину списать на это давление и уверенно идти в вышестоящую инстанцию. Но если здесь суд принял решение не в их пользу, то я думаю, что дальнейшая судьба этого дела очевидна», — заявил «Газете.Ru» адвокат Максим Столяров.
По окончании процесса Титов в спешке покинул здание суда. На вопросы журналистов он ответил только то, что не знает, будет ли МУГИСО обжаловать это решение.
«Этот адрес — Белинского, 19, — знает вся страна. В средний день к нам туда приходит 30–40 человек. Мы справедливо там находимся. И решение суда было справедливое, — заявил «Газете.Ru» президент фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. —
Единственно, жалко, что много времени потеряли, что были оторваны от всего, а все это время мы могли работать, приносить пользу. Слава богу, справедливость восторжествовала. Теперь все — идем работать».
Требование признать договор недействительным появилось после того, как у наркоборцов-общественников обострились отношения с властями Свердловской области. В настоящее время правоохранители расследуют три уголовных дела, связанных с деятельностью «Города без наркотиков». Это дело о гибели пациентки реабилитационного центра фонда Татьяны Казанцевой, которая скончалась в больнице, куда была доставлена с высокой температурой.
Еще одно уголовное дело заведено о незаконном лишении свободы наркоманов на территории «Города без наркотиков». Сейчас эти два дела объединены в одно производство. Третье дело было возбуждено по статье «Побои». Поводом для возбуждения стало заявление человека, проходившего реабилитацию в фонде.