В среду МИД России прокомментировал ситуацию с 15 россиянами с теплохода Myre Seadiver, которые были задержаны военно-морскими силами (ВМС) Нигерии 19 октября по подозрению в контрабанде оружия. Российские дипломаты пояснили, что действительно судно и команда все еще удерживаются в Нигерии «вопреки обещаниям предоставить нашим соотечественникам возможность вернуться на родину до новогодних праздников», которые главе МИДа Сергею Лаврову дал его нигерийский коллега Олугбенга Аширу.
Военные передали россиян в распоряжение местной полиции «для завершения следственных мероприятий и организации под надуманным предлогом судебного разбирательства», говорится в заявлении МИД России.
Представителям российского посольства нигерийские власти объяснили происходящее «соображениями национальной безопасности». Якобы необходимо завершить расследование обстоятельств захода судна в нигерийские территориальные воды и разобраться с оружием и боеприпасами, которые находились на борту и, по утверждению военных, не были задекларированы. На теплоходе хранились 14 автоматов Калашникова с 3643 патронами, а также 22 винтовки Benelli и 4955 патронов к ним.
«Звучат заверения, что после дачи необходимых показаний и выполнения «юридических формальностей» российские моряки смогут беспрепятственно покинуть Нигерию», — сообщили в МИД России.
«Рассчитываем, что на этот раз нигерийские партнеры сдержат слово и в кратчайшие сроки освободят российских моряков без дополнительных условий и дальнейших проволочек», — добавили в ведомстве. Между тем накануне нигерийские военные недвусмысленно заявили, что задержанных россиян ожидает суд, а судно и оружие на корабле будут уликами во время процесса.
Нигерия удерживает девять членов экипажа теплохода и шесть сотрудников группы безопасности, пояснил «Газете.Ru» представитель компании-судовладельца — российского отделения международной компании Moran Security Group. Компания обеспечивает защиту торговым судам от нападения морских пиратов. А теплоход был своего рода базой для сотрудников и местом для хранения оружия и боеприпасов.
«С 7 января наши сотрудники находятся в полицейском участке в Лагосе, но не в камере, а в спортзале, — пояснил представитель судовладельца.
— Полицейские обеспечивают их горячим питанием, а мы снабжаем чаем, кофе, сигаретами и другими необходимыми вещами». Со среды с россиянами работают местные адвокаты. Сотрудники посольства России также проводят рабочее время в полицейском участке. «В настоящее время моряки допрашиваются в присутствии консульских сотрудников посольства России, — добавили в российском МИДе. — При этом судебного решения об их аресте не вынесено, какие-либо официальные обвинения не предъявлены».
Представитель компании-судовладельца уверяет, что все бумаги у них в порядке: «В ближайшее время мы передадим следователям документы о том, что мы находились легально на рейде в порту Лагоса. Мы их уже показали, и следователи были удивлены тому, что у нас есть своя доказательная база».
Заход теплохода был согласован с нигерийским властями через агента, пояснил представитель судовладельца. Судно почти месяц стояло на якоре, на нем проходил ремонт. За это время даже поменялся экипаж. Однако 19 октября нигерийские военные объявили, что оружие находится на борту незаконно, и взяли судно и россиян под стражу. В конце декабря после дипломатических переговоров была достигнута договоренность о скором освобождении моряков.
Морской эксперт, главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаил Войтенко ранее пояснил «Газете.Ru», что конфликт мог возникнуть из-за попытки ликвидировать конкурента. По словам эксперта, охранники Moran Security Group борются с морскими пиратами, однако африканские страны Гвинейского залива имеют свои охранные агентства. «А в Нигерии сами военные подрабатывают охраной торговых судов. Порой может сдаваться целый военный корабль. Так что захват российского судна похож на выдавливание конкурентов с рынка», — сообщил Войтенко.