В столице завершился конкурс на зачисление в «кадровый резерв для замещения должностей глав управ районов города Москвы». В понедельник с победителями конкурса встретился мэр города Сергей Собянин. Он напомнил присутствующим, что «кадры решают все», поблагодарил потенциальных чиновников за участие в отборе и смелость, и предупредил, что дальше будет еще труднее.
По словам градоначальника, уже в ближайшее время из числа «резервистов» будут назначены главы управ на 19 вакантных в данный момент должностей.
«Но и те, кто не попадет в эту обойму, не засидятся, — пообещал Собянин. — Ежегодно мы будем менять 20 глав управ в соответствии с принятым ранее решением о семилетнем цензе. Дальше руководителя ждет либо ротация, либо повышение по службе, либо, если человек не проявит себя должным образом, ему придется подыскивать другую работу». Кроме того, по словам мэра, подбор кадрового резерва не закончен, это будет постоянно действующий процесс. А сегодня на повестке дня — подбор кандидатов в заместители глав управ.
Об изменении принципа назначения руководящих кадров столичные власти заявили в конце августа. Главным в новой кадровой политике был объявлен принцип, при котором кандидатуры чиновников будут подбираться преимущественно из кадрового резерва города, куда по конкурсу может попасть любой желающий, независимо от места жительства и сферы деятельности. Для всех кандидатов обязательными становятся процедура оценки профессионального и управленческого потенциала. А период нахождения в кадровом резерве ограничивается тремя годами с момента включения (сейчас кандидат может состоять в резерве пожизненно).
Отработка нового порядка началась с глав управ, которых предлагается пересаживать с место на место каждые семь лет.
Начавшийся 15 октября конкурс проходил в три этапа. Претенденты на руководящее кресло подавали заявки, презентации и рекомендации. Затем с ними проводились тестирования, деловые игры и дискуссии. На последнем этапе конкурсантам предлагалось найти решения реальных проблемных ситуаций жителей в разных районах города. Отбор победителей проводился членами Совета по кадровой политике при мэре с участием префектов и руководителей органов местного самоуправления.
Всего на конкурс было подано 357 заявок. Среди конкурсантов доминировали госслужащие (60%), для которых руководство районом – понятная работа и очередной этап в карьере, рассказала заместитель мэра Анастасия Ракова. Чуть меньше четверти заявок поступили от сотрудников муниципалитетов и депутатов местного самоуправления, чью не слишком высокую активность заммэра объяснила тем, что многие из них имеют успешную работу, а участие в органах местного самоуправления для них – общественная деятельность. Самую незначительную группу конкурсантов составили представители бизнеса. Признавая управленческую грамотность, Ракова отметила, что они менее всего представляют себе роль и функционал главы управы, и поэтому больше подойдут на роль замглавы.
Сами победители конкурса по-разному прокомментировали свое участие и победу в отборе. Так, депутат ВМО (Внутригородское муниципальное образование) Войковское Александр Закондырин, по его словам, не принадлежит к партии власти, и при действовавшей ранее системе его бы не выбрали, «как не совсем подходящего для взаимодействия человека». Генеральный директор ООО «Глобал МА» рассказал, что пришел на конкурс из любопытства, посмотреть – это действительно «запрос власти на свежую кровь» или очередная декларация. Первый замглавы управы Митино Светлана Орлова, с 18 лет работающая в органах власти, увидела в конкурсе возможность для дальнейшего роста и самореализации.
«Спасибо за возможность хотя бы в игровом формате почувствовать себя главой управы», — заявил руководитель ВМО Тропарево-Никулино Сергей Куликов.
Подробности конкурса рассказали журналистам на брифинге представители кадровой службы мэрии. По словам начальника управления госслужбы и кадров правительства Москвы Александры Александровой, в качестве критериев отбора были приняты пять «основных компетенций», на которые опирается при подборе кадров «весь цивилизованный корпоративный мир»: профессионализм, управленческий потенциал, коммуникация, ориентация на результат, правосознание.
С последним, призналась чиновница, было труднее всего. «Честность и порядочность – это те качества, которые невозможно сформировать и развивать», — заявила она. На вопрос журналистов о том, как оценивалось правосознание конкурсантов, Александрова сообщила, что это было сложно. Проще всего поступили с представителями бизнеса, изучив информационное пространство вокруг них самих и их организаций. В итоге на финишной прямой бизнесменов оказалось совсем мало.
«Мы смотрели, чтобы это были люди из больших прозрачных, ориентированных на клиента организаций, – рассказала чиновница. — Но даже если человек приходил из «правильной» организации, но без собственной красивой истории успеха, его не брали».
По словам члена экспертного совета по кадровой политике, президента компании «Уорд Хауэл Интернешнл» Сергея Воробьева, бизнесменов вообще было мало на конкурсе, и это нормально, так как «бизнесмены люди практичные». В следующий раз, если будет результат, и участников конкурса из бизнеса будет больше, считает он.
Под результатом следует понимать факт реального назначения конкретного «резервиста» на должность, пояснил эксперт.
По его словам, до сих пор при отборе чиновников существовало «три критерия отбора: лояльность, лояльность и лояльность». «Хотелось бы верить, что речь идет о современной системе управления людьми, работы с человеческим капиталом, о том, чему уже научился бизнес, а государству, если оно объявило борьбу за таланты, предстоит его догонять. Но даже в этом случае, оценить переход на новую систему можно будет лет через пять. Крупным корпорациям для этого потребовалось 5-7 лет», — отметил эксперт.
По словам принимавшего участие в конкурсном отборе префекта СЗАО города Владимира Говердовского, в округе есть вакантные должности глав управ, и он себе уже присмотрел несколько победителей. «Меня пригласили в жюри в качестве эксперта, — рассказал префект. — Я принимал участие во всех этапах, приметил несколько кандидатов, которые прошли в резерв и планирую иметь их в виду для представления мэру на должность глав управ».
По мнению экс-префекта Северного округа столицы Олега Митволя, маловероятно, что старые принципы отбора кадров претерпели существенное изменение, просто несколько удлинилась цепочка. «Скорее всего, все будет очень субъективно: чиновники будут вписывать в резерв своих людей, а потом доставать их оттуда, — предполагает Митволь. — Раньше при назначении глав управ руководствовались прописанными в законе о госслужбе квалификационными требованиями. Конечно, это тоже носило субъективный характер. Но при этом хотя бы выполнялась определенная процедура, и от человека требовалось поработать в городе». А проводить ротацию следовало бы среди чиновников более высокого уровня, считает он, глава управы – «не тот уровень».
По мнению лидера «Яблока» Сергея Митрохина, «такого звена, как управа, вообще не должно быть в системе управления городом». «Это параллельный орган власти, присвоивший себе полномочия местного самоуправления, — считает Митрохин. – В соответствии со 131-м федеральным законом в Москве должна быть выборная муниципальная власть, с небольшими ограничениями, связанными со спецификой большого мегаполиса».