Министр обороны Сергей Шойгу отменил еще одно непопулярное решение своего предшественника — проводимую ведомством реформу военного образования. С 2013 года в военных учебных заведениях России отменят болонскую систему обучения офицерского состава, предполагающую три уровня по западному стандарту — бакалавриат, специалитет и магистратуру, сообщат «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Ведущие военные академии, военные университеты и военные училища будут выведены из состава Департамента образования Минобороны и подчинены главкомам видов вооруженных сил и командующим родами войск, подчеркнул собеседник агентства. Официального подтверждения этой информации пока нет.
Формально все ведомственные вузы Минобороны перешли на трехуровневую систему образования с 2012 года.
Армейский бакалавриат, представлявший собой 4-годичный курс института или училища Министерства обороны, должен был готовить офицеров на самые массовые первичные должности в войсках (командиров взводов и батарей). Образовательная программа второй ступени болонской системы рассчитывалась на 5 лет учебы. Ее предстояло реализовывать военным академиям и университетам, готовящим специалистов для службы на высокотехнологичных постах и командных должностях среднего уровня. Диплом военных магистров предполагалось выдавать старшим и высшим офицерам после дополнительного двухлетнего обучения в Академии Генштаба.
Ничего особо революционного в этой схеме, похожей на советскую военно-образовательную модель, не было.
Научного «военного магистра» в советской армии не существоало. Но для серьезного продвижения по служебной лестнице мечтающие дослужиться до командира полка или начальника штаба дивизии офицеры среднего уровня должны были отучиться в соответствующей академии (артиллерии, связи, Бронетанковых войск). Метившие еще выше пробивались на учебу в Академию Генштаба — сюда принимали с уровня командира дивизии и бригады. Новацией стало предложение об обязательной для карьерного роста непрерывной профессиональной подготовки командного состава вооруженных сил в ведомственном вузе по примеру MBA.
Перевод на Болонский протокол в вузах Минобороны была с недовольством встречен военной общественностью, считавшей, что новшество приведет к резкому ухудшению качества подготовки офицерского состава.
Но еще больше возмущения вызывал факт сокращения военных вузов и потеря кадрового педсостава, а также беспрецедентное сокращение количества проектных и научно-исследовательских структур в вооруженных силах.
В 2010 году из-за нехватки офицерских должностей Министерство обороны приостановило приём в военные вузы. Тогда же глава Департамента образования Минобороны Екатерина Приезжева заявила, что с 2012 года подготовка офицерского состава станет осуществляться в 10 военно-учебных заведениях и 15 филиалах, остальные вузы и филиалы сократят и оптимизируют. И к 2013 году планировалось иметь три военно-научных центра, шесть военных академий и один университет. В качестве структурных подразделений в эти системообразующие вузы должны были войти оставшиеся после сокращения высшие военные училища и институты, научно-исследовательские организации и другие родственные подразделения.
По словам заместителя председателя комитета по образованию Госдумы Олега Смолина, инициатива о введении бакалавриата и магистратуры в военных вузах принадлежит не Минобороны, а Минобрнауки (закон об установлении уровней высшего образования был принят в 2007 году, но в полную силу вступил в 2011-м). Но военное ведомство даже не пыталось отстоять сохранение специалитета, отмечает Смолин.
«К тому же, Сердюков позиционировал себя как реформатор, а сохранение специалитета считалось консервативной позицией», — говорит он.
Перевод на двухуровневую систему должен был сказаться отрицательно на офицерском образовании, уверен Смолин. «Бакалавр по сравнению со специалистом получает на 40% меньше специальных знаний, — пояснил он «Газете.Ru». — Теперь, после прихода Шойгу, Минобороны может добиться возвращения специалитета: закон это позволяет, если Минобрнауки примет соответствующее решение. Если новый министр обороны обратится в Министерство образования и науки с подобной просьбой, то не исключаю возможности, что к нему прислушаются».
Впрочем, как сообщил «Газете.Ru» источник в Минобороны, военно-образовательные новации внедрялись только на бумаге.
«По факту никакой болонской системы образования в армии и не было. Максимум, о чем можно говорить, о неких намерениях команды Сердюкова», — рассказал он «Газете.Ru». По его словам, в последнее время в военные вузы просто не было набора. «В 2009 году набор в военные заведения был заморожен. В вузах продолжают обучение иностранцы, а российских офицеров в вузах практически не учат. Есть только спецнабор, но это несколько десятков, максимум сотни будущих офицеров», — сообщил источник. Это было сделано из-за переизбытка выпускников военных вузов в условиях сокращения Российской армии: «Часто выпускники вузов должны были сами искать себе место, часто шли на сержантские должности. Именно для изменения этой ситуации обучение в вузах и было приостановлено».
Это подтверждает и Смолин. «Если говорить о текущей ситуации в военном образовании, то реформа военных вузов зашла очень далеко — два года не было набора на многие специальности, — рассказал заместитель председателя комитета по образованию. — Это чревато тем, что прерываются военные династии: парень не будет ждать два года, пока снова откроют набор на специальность. В итоге те, у кого служили и отцы, и деды, и прадеды, не пошли в военный вуз. Они посчитали, сколько им потребуется офицеров, и насчитали, что не потребуется. Такого, чтобы останавливали набор, не было за всю историю российского военного образования с XVIII века».