Московский районный суд Санкт-Петербурга в четверг вынес решение по иску против певицы Мадонны и устроителей ее концерта в городе. Податели иска — граждане Коломицын, Гизатулина, Бойков, Ковалев, Мирзалиев, Орловский, Колоткин, Дедова и Яковлева — требовали от самой Мадонны, а также промоутера ЗАО «Планета плюс» и Спортивно-концертного комплекса (СКК) 333 млн рублей за моральный вред. Истцы считали, что Мадонна и устроители ее шоу во время концерта, прошедшего в СКК в августе 2012 года, нарушили закон Санкт-Петербурга о пропаганде гомосексуализма и педофилии, оскорбили чувства верующих и причинили им тяжелые страдания.
В начале заседания судья Виталий Барковский выяснил, что Луизы Вероники Чикконе в зале нет, несмотря на повестки, отправленные ей судом в Нью-Йорк. Участники процесса не возражали против того, чтобы рассмотреть дело без нее.
Заседание проходило в маленькой комнате площадью около 20 кв. м. Участники процесса заняли почти все пространство, расположившись вокруг стола, на котором они разложили бумаги и ноутбуки. Многочисленные журналисты, в том числе иностранные, теснились у стенки. Истцы были одеты в одном непритязательном стиле — джинсы, рубашки, пуловеры — и казались членами одной семьи. В зале было душно, периодически приходилось открывать окно.
Представитель истцов Александр Недошивин заявил, что во время концерта Мадонна обратилась к зрителям с просьбой надеть розовые браслеты, чтобы «показать их любовь к гей-сообществу». Браслеты раздали перед шоу, чтобы поддержать ЛГБТ-сообщество. При этом мужчины целовались с мужчинами, а женщины с женщинами на глазах несовершеннолетних. В концертном зале присутствовали представители общественных организаций и движений, которые якобы вели видеосъемку и зафиксировали, что на концерте были дети.
Недошивин уточнил, что певица еще до концерта на своей странице в Facebook называла петербургский закон о пропаганде гомосексуализма «нелепой дикостью» и выступала против него, обещая поддержку геям. Скриншот этой страницы истцы предоставили суду. Представителей СКК и промоутера Недошивин обвинил в том, что они не препятствовали несовершеннолетним посетить концерт. Исковые требования в 333 млн рублей он обосновал цитатами в защиту семьи и детства из Декларации прав человека, российской Конституции и Библии. Геев при этом он называл «мужеложцами, малакиями, содомитами, блудниками и прелюбодеями». Представитель истцов говорил (а вернее, зачитывал исковое заявление) долго — около получаса. У него дрожали руки, в которых он держал кипу листов.
«Речь идет о подрыве нравственных устоев и семейных ценностей, — сказал Недошивин. — О нарушении социального порядка. Огромное количество детей посмотрели концерт певицы Мадонны с пропагандой гомосексуальных ценностей, часть на концерте, часть в интернете». Законный представитель истцов распалялся все больше.
«Пропаганда гомосексуализма приведет к тому, что детей будет рождаться все меньше, некому будет работать, в итоге пострадают пенсионеры, а в стране наступит кризис, в том числе военно-политический», — продолжал он.
На этом месте судья Барковский оживился.
— Военно-политический? — переспросил он.
— Да, — невозмутимо пояснил Недошивин. — То есть в армии будет некому служить.
После этого он перешел к моральным страданиям от концерта Мадонны, пояснив, что «эти страдания не может не испытывать каждый любящий свою родину гражданин». Истцы обязались большую часть суммы, полученной за моральный вред, потратить на пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей среди несовершеннолетних.
Артем Дикарев, представитель ответчика — промоутерской компании «Планета Плюс», заявил, что считает заявленные требования истцов не подлежащими удовлетворению.
По его словам, промоутер никак не мог влиять на концертную программу Мадонны, зрителей никто не заставлял надевать розовые браслеты. «Речь певицы не содержала пропаганду гомосексуализма, а действия ЗАО не были направлены на популяризацию однополых отношений, — сказал Дикарев. — Кроме того, нам не поступали требования отменить мероприятие от правоохранительных органов. Факт причинения морального вреда не доказан».
Представитель СКК, в свою очередь, также заявил, что считает исковые требования необоснованными. «Мы не осуществляли взаимодействий с Луизой Чикконе или ее представителями и не могли влиять на содержание концертной программы», — сказал он.
Слушания длились почти пять часов. К началу третьего часа судье Барковскому надоела пассивная роль слушателя, и он стал развлекаться, провоцируя истцов вопросами.
— Человек другой культуры приезжает к нам и начинает пропагандировать ценности, которые являются для нас чуждыми, — заявила истица Мария Яковлева.
— Может быть, всем приезжающим в Петербург иностранным певцам заранее повестки раздавать? Не будет проблем, пока артист здесь, — подал идею Барковский.
Один из истцов договорился до того, что Мадонну надо наказать за преступление.
— Это что, мне теперь думать, в какой адрес ей сообщение об аресте отправлять? — спросил Барковский.
Истец Олег Бойков сказал, что иск был подан, чтобы «зарубежные звезды не нарушали наш закон» и что «суверенитет страны выше решений Европейского суда и поэтому надо изменить Конституцию России».
«Вот так бы каждый выступал, про суверенитет, 333 млн суду бы копейками показались, — ядовито отреагировал на это судья. — А почему вы Оливеру Стоуну иск не предъявили за то, что в его фильме Александр Македонский в гомосексуальных связях со своим другом состоит?»
Истица Ирина Гизатулина пыталась провести географическо-правовые параллели: «А если Алла Пугачева поедет в США и начнет там пропагандировать в защиту узников Гуантанамо, что с ней будет?» «Это к Обаме вопрос? — удивился Барковский. — У меня нет адреса Обамы!»
После этой веселой «викторины» (по выражению Барковского) суд начал исследовать доказательства, представленные истцами.
Это были скриншоты нескольких сайтов, рассказавших о концерте Мадонны и страницы «Википедии», посвященные ЛГБТ-движению. Большие споры вызвала фотография с шоу певицы, на которой запечатлены двое целующихся мужчин. На обсуждение этого фото участники процесса потратили почти 20 минут.
— Вот это безобразие — это не пропаганда гомосексуализма по-вашему? — бушевали истцы.
— Ну, может, это двое сослуживцев обнимаются на День ВМФ, — подначивал их судья.
Затем стороны начали искать на видео с концерта несовершеннолетнего. Искали долго. «Где дети?» — возмущался судья. Одного ребенка на записи все-таки нашли.
Немало споров вызвали тонкости перевода речи Мадонны на концерте.
— Ну и где тут пропаганда? — горячились ответчики.
— Перевод не тот, мы сейчас огласим свой, — отбивались истцы.
После этого начались прения. Смысл их сводился к тому же спору — концерт Мадонны является пропагандой или нет. К шестому часу слушаний судья удалился в совещательную комнату.
Около восьми вечера судья Барковский огласил решение.
Суд отказал в удовлетворении исковых требований и постановил взыскать с истцов судебные издержки. Мотивировочную часть судья не зачитал, поэтому причины отказа в иске пока неизвестны.
Истцы намерены обжаловать решение в городском суде.
«Естественно, мы будем обжаловать решение суда, — сказала Дарья Дедова «Газете.Ru». — Говорить правду легко и приятно. Мы считаем, что судья испугался громких имен. Российская система зависит от внешних факторов, что и показал этот процесс. Мы также собираемся обжаловать решение суда об оплате судебных издержек». По словам Дедовой, проигрыш в суде был во многом вызван тем, что петербургский закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних требует доработки из-за размытых формулировок и это осложняет соревновательный процесс в суде.
Ответчики остались довольны. «Работу суда можно оценить как высокопрофессиональную, — сказал «Газете.Ru» адвокат ЗАО «Планета Плюс» Артем Дикарев. — Решением мы довольны и обжаловать его не планируем, оно принято согласно действующему законодательству».
Граждане, подавшие иск против Мадонны, представляют несколько общественных движений и организаций, в частности, это православное движение «Народный собор» и «Профсоюз граждан России». Последний известен инициативой о переименовании Волгограда в Сталинград. Из девяти истцов на концерте присутствовал только один. Остальных моральный вред настиг в сети, при просмотре YouTube и социальных сетей.
На предварительных слушаниях выяснилось, что Мадонне направлена повестка с требованием явиться на заседание. Представитель Московского районного суда Сергей Зайцев рассказал журналистам, что «повестку для Вероники Чикконе направляли по адресу ее проживания в Нью-Йорке». «Точный адрес указан в исковом заявлении, сейчас его не помню, — сказал Зайцев. — Также была получена информация о том, что Мадонне принадлежит сеть фитнес-клубов, один из которых расположен в Москве. Руководству этого клуба также было направлено письмо с предложением по возможности известить певицу». Но до сих пор неизвестно, знает ли Мадонна, что в Санкт-Петербурге ей был вчинен иск за пропаганду гомосексуализма.