МВД Казахстана обещает обнародовать результаты расследования массового убийства в Или-Алатауском национальном парке в Алма-атинской области Казахстана в ближайшие дни. Об этом сообщил министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет Касымов, передает ИА «Новости-Казахстан».
12 человек были убиты на территории нацпарка 13–14 августа этого года. Среди них был известный егерь Панайот Захаропуло, члены его семьи и работники парка. Также без вести пропал его старший сын.
«Расследование закончилось, дело расследует спецпрокуратура, я думаю, она на днях выйдет со своими результатами», — сказал Касымов. По его словам, в целом «вся картина восстановлена». «Понятно, что эти преступники наверху установили себе блиндаж, проживали там вместе со своими женами, одна из них даже родила. Конечно, Захаропуло заподозрил наличие каких-то посторонних людей, и его сын вместе со вторым егерем поехали проверить, нашли их. По нашим данным, они убили сына, потом спустились, убили всех, кто находился на кордоне у Захаропуло, а потом, собрав всех своих женщин, спускаясь вниз, они убрали всех свидетелей, которые находились в Шекелевской зоне кордона», — рассказал он. Оставшиеся в живых члены группы Саян Хайров, Саян Махсотулы и Заурбек Ботабаев
Его предложение поддержали и защита, и гособвинение. После этого судья попросил теле- и фотокорреспондентов выйти из зала. Процесс решено было проводить на двух языках – казахском и русском, для этого были приглашены переводчики, сообщает в своем Twitter блогер Асет Нурпеисов. Адвокат Сарсенов начал с того, что возразил на проведение процесса в суде Талдыкоргана и заявил отвод прокурорам.
По его словам, прокурор Талдыкорганского военного гарнизона Дастан Секенов не принимает действий для устранения нарушений законности судебного процесса, пишет Tengrinews.kz . Так, прокурор не удовлетворил его ходатайство о признании явки Челаха с повинной неюридическим документом, отметил он. Судебный процесс же, по мнению адвоката, должен проходить в Алма-Ате. Возражение адвоката судья приобщил к материалам дела, а в отводе прокурора отказал.
После этого потерпевшая сторона заявила иск о возмещении материального ущерба – 7,8 млн тенге (почти 2 млн рублей).
Потерпевшей стороной признана воинская часть, в которой проходил службу Челах. По словам представителя части, уничтоженное военное имущество оценено в 7,8 млн тенге, передает ИА «Новости-Казахстан» .
Далее защита заявила еще ряд ходатайств. В частности, она потребовала вернуть дело на доследование, в чем судья отказал. Только после этого прокурор приступил к оглашению обвинительного заключения. В общей сложности Челаху предъявлено обвинение по девяти статьям УК Казахстана: ст. 96 (убийство), ст. 145 (нарушение неприкосновенности жилища), ст. 172 (незаконное получение госсекретов), ст. 173 (утрата документов, содержащих госсекреты), ст. 175 (кража), ст. 251 и ст. 255 УК (хищение и ношение оружия), ст. 373 (дезертирство) и ст. 387 (умышленное уничтожение военного имущества).
На суде стало известно, что в деле есть три тома, содержащих государственную тайну.
Адвокат Сарсенов позже пояснил журналистам, что Челах взял карту, на которой «якобы был нанесен гриф секретности на казахском языке», но подсудимый не считает эти сведения гостайной.
Массовое убийство на погранзаставе «Арканкерген» в Алма-Атинской области Казахстана произошло 28 мая этого года. По данным следствия, в эту ночь Челах дежурил по казарме и имел доступ к оружию сослуживцев. В пять часов утра, когда все пограничники, кроме него и часового, спали, он покинул казарму, обманом выманил часового за территорию поста и убил, утверждают следователи. Затем, по их данным, Челах вернулся в казарму и расстрелял девятерых спящих сослуживцев и тех, кто проснулся. После этого он якобы начал стрелять с разных сторон и разбросал по казарме патроны, чтобы замести следы. Далее преступник облил постройки бензином и поджег их, а затем сжег и тело часового, которое лежало за территорией поста. Последним был убит егерь Руслан Ким , спавший в охотничьем домике в 150 метрах от поста. После этого Челах якобы переоделся в гражданскую одежду, взял пистолет Макарова, ноутбук, принадлежавший командиру поста капитану Алтынбеку Керееву, еду, мобильные телефоны и деньги сослуживцев, после чего ушел в горы.
О случившемся стало известно только двое суток спустя. Из-за потери связи на пост направили пограничный дозор с заставы «Сары-Боктер». Всего пограничники обнаружили пятнадцать трупов. Челах был пойман 4 июня. Поначалу он признался в убийствах и дал показания на месте происшествия. Как заявлял Челах, он действовал один, а на бойню его толкнули «внутренние конфликты и необъяснимое состояние помутнения сознания». Однако потом рядовой отказался от своих слов, заявив, что на него оказывалось давление.
Челах заявил суду, что признает себя виновным в уничтожении военного имущества, незаконном хищении и ношении оружия, но отрицает свою виновность в убийствах.
Начался суд по делу командира погранзаставы «Сары Боктер», молчавшего о потери связи в постом «Арканкерген»
Сегодня в Талдыкорганском военном суде прошло предварительное слушание по делу командира пограничной заставы «Сары Боктер», в структуру которой входил временный пост «Арканкерген», Алексея Фомина, сообщает Total.kz. Фомин был арестован в начале июня 2012 года, он обвиняется «в умышленном сокрытии в период с 28 по 30 мая текущего года отсутствия связи с пограничным постом «Арканкерген» и в непринятии мер по установлению причин утери связи и ее восстановлению».
Далее суд приступил к допросу свидетелей. Первым выступил сержант Самат Аханов, заменявший капитана Кереева на погранпосту в течение недели с 14 по 20 мая. «Челах выполнял приказы с одолжением. После каждого раза, как что-нибудь сделает, сразу просит сигарету. Тяжелую работу не делал, потому что недавно вышел из больницы», — цитирует его слова Total.kz . По его словам, у Челаха были стычки с сослуживцами, в частности с рядовым Максутовым. В части подсудимый получил кличку «Голод». Также, по его словам, у часового на заставе не было патронов в ружье, то есть он не мог защищаться. Егерь Ким часто приходил в часть посмотреть телевизор. По словам свидетеля, в комнате хранения оружия были три сейфа, ключи от которых находились в одной связке у дежурного (по уставу они должны были находиться у заместителя главного по части). Что было в сейфах, Аханову не известно. Защита также подробно допросила свидетеля по схеме воинской части, которая была заранее подготовлена к заседанию. Адвокат Сарсенов пояснил, что выясняет размеры окон и проемов, чтобы определить, могли ли потерпевшие выскочить в окна. Далее были допрошены другие лица, которые так или иначе имели отношение к погранзаставе.
В частности, связист воинской части Жасулан Доскаев отметил, что лично проверял связь на посту «Арканкерген», передает Tengrinews.kz. По его словам, средства коммуникации между постом и заставой «Сары-Боктер» работали исправно. Кроме того, помимо радиосвязи на «Арканкергене» имелась проводная связь.
Также в суде выступили военные, задержавшие Челаха 4 июля. Старший лейтенант войсковой части, где служил подсудимый, Аман Нурболатулы рассказал, что нашел его около 16.00 в зимовке под кроватью. По его словам, обнаружили его из-за звука работающего телевизора. При обыске под матрасом они обнаружили пистолет. Свидетель отметил, что Челах вел себя спокойно и сопротивления не оказывал. Отвечая на вопросы, он сказал, что услышал выстрелы и убежал. Другой свидетель из группы, задержавшей Челаха, Ержан Молдагалиев отметил, что подсудимый говорил о китайцах, напавших на пост. Обвиняемый, по его словам, признался, что сам сжег погранзаставу, так как боялся, что подумают на него.
На этом допрос свидетелей закончился, процесс продолжится 20 ноября.