В среду Верховный суд рассмотрел иск Общества защиты прав потребителей (ОЗПП). Представители общества оспаривали норму, единую для всех авиаперевозчиков России. Это приказ № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» Министерства транспорта от 28 июня 2007 года. Правила содержат пункт 110, в четвертом абзаце которого говорится: «Перевозчик вправе отказать в перевозке пассажира в кресле-коляске, больного на носилках при отсутствии на отдельных воздушных судах условий, необходимых для перевозки таких пассажиров».
«Мы полагаем, что норма неоднозначно толкуется и позволяет авиаперевозчикам отказывать инвалидам в перелете», — заявил «Газете.Ru» адвокат Дмитрий Лесняк, который представлял на процессе интересы ОЗПП.
Истцы обратились в суд еще летом, рассмотрение заявления было назначено на 14 ноября. Юрист ОЗПП ссылался на международную Конвенцию о правах инвалидов, принятую в 2006 году и ратифицированную Россией в 2008 году. Она требует от государств обеспечить равенство инвалидов, в том числе в доступе к транспорту. «Во исполнение этой конвенции у нас есть Федеральный закон «О соцзащите инвалидов», который в статье 15 говорит, что все организации независимо от специфики и формы собственности создают инвалидам условия для безбарьерного пользования», — говорит Лесняк.
По мнению ОЗПП, в идеале должно быть так: если человек заранее знает, что он маломобилен, то он или его представители согласовывают вылет с авиакомпанией. Если в самолете не создано нужных условий, перевозчик должен предоставить другой рейс. Если такого самолета у перевозчика нет, то он должен обратиться к другому перевозчику, нанять субподрядчика, а если и это не удастся, то компенсировать инвалиду моральный ущерб.
«Мы настаивали на признании незаконной нормы в авиационных правилах, при этом мы не оспариваем, что для перевозки инвалида нужно предварительное согласование, что пассажир должен предварительно уведомить авиакомпанию об инвалидности и согласовать эту услугу, — говорит Лесняк. — Но просто отказывать человеку, исходя лишь из того, что он инвалид, нельзя».
На суде внезапно оказалось, что на стороне ОЗПП против Минтранса выступило другое министерство — Минюст.
«Нас приятно удивило, что Министерство юстиции выступит на нашей стороне, мы даже такого не предполагали, — говорит Лесняк. — Его позиция, конечно, была больше формализована». Представитель Минюста напомнил суду, что, согласно Конституции, права человека могут быть ограничены только федеральным законом, а авиационные правила — это лишь ведомственный правовой акт. Поэтому ограничение, которое он вводит, по мнению Минюста, надо убрать.
Тем не менее представитель Минтранса заявил, что Воздушный кодекс содержит статью 107, которая оставляет перевозчику право расторгнуть договор о перевозке, если состояние здоровья пассажира угрожает ему самому или другим пассажирам.
«Мы ожидали этого, но считаем, что это разные случаи, — поясняет Лесняк. — Норма Воздушного кодекса относится к ситуации, если у пассажира билет на руках и что-то произошло с его здоровьем, что не позволяет ему лететь. Мы не оспаривали этот пункт». По словам представителя ОЗПП, в целом позиция Минтранса была такова: в Москве проблем с перевозкой инвалидов не будет, тут много разных авиакомпаний. Но где-нибудь в регионах обычно существует одна авиакомпания на город, у которой два старых самолета, не оборудованных местами для инвалидов.
И если эту норму убрать, то перевозчик будет вынужден брать инвалидов, «класть их вповалку» на места, не предназначенные для этого, и в процессе перевозки просто убивать.
«Мы считаем, что ситуация вряд ли бы дошла до такого абсурда, — говорит Лесняк. — А изменение нормы вынудило бы перевозчиков закупать новые самолеты или модернизировать имеющиеся. Кроме того, в отдельных случаях можно и субподрядчика нанять».
Однако судья ВС Николай Романенко решил, что норма авиационных правил не нарушает права инвалидов, и отклонил иск.
В ОЗПП намерены обжаловать решение, на это есть месяц. «Как только получим решение Верховного суда в окончательной форме, прочитаем его, тут же подадим жалобу», — поясняет Лесняк.
Для подачи иска не было особого повода. В обществе говорят, что просто была необходимость обжаловать норму и только сейчас до нее дошли руки. Случаи, когда инвалидов-колясочников не пускают на борт российских авиакомпаний, носят единичный характер. В 2008 году авиакомпания S7 отказала в полете инвалиду-колясочнику Наталье Присецкой. Стюардессы сослались на внутренние инструкции, согласно которым колясочники должны летать только с сопровождающими. Присецкая подала в суд и выиграла его. После этого авиакомпания была вынуждена изменить инструкцию.
В авиакомпании «Трансаэро» утверждают, что они не отказывали ни одному инвалиду. «Наша авиакомпания является одним их авторов-разработчиков правил по повышению доступности воздушного транспорта для лиц с ограниченными возможностями, — пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал. — Мы единственная авиакомпания, которая сотрудничает с организацией инвалидов «Перспектива», мы проводим специальные тренинги для бортпроводников, на которых объясняют, как работать с инвалидами. И, конечно, у нас есть все возможности для перевозки инвалидов-колясочников на самолетах».
Быхал добавил, что переоборудовать самолеты не требуется.
Поскольку обычные коляски нельзя брать на борт воздушного судна — они просто не пролезут между креслами, были закуплены специальные более узкие коляски, которые позволяют инвалидам передвигаться по салону между рядами во время полета.
Большие группы инвалидов также не пугают в отличие от немецкой AirBerlin, не пускающей на борт больше двух инвалидов, российскую авиакомпанию. «Неоднократно мы перевозили спортсменов-параолимпийцев. Последний пример — перевозка в октябре на соревнования в Сочи участников конкурса танцев на инвалидных колясках», — говорит Быхал. Он отметил, что инвалид, желающий совершить перелет, должен заранее проинформировать о необходимости использовать коляску на борту самолета. «Кроме того, мы должны предупредить аэропорт назначения о приеме колясочника», — добавил он.
Тем временем Госдума в первом чтении приняла поправки в закон о Воздушном кодексе, который обязывает всех авиаперевозчиков и аэропорты предоставить инвалидам условия для перелета и иметь в штате специально обученный персонал.
Сейчас поправки готовятся к рассмотрению во втором чтении в Госдуме. Когда они будут приняты, решение Верховного суда автоматически утратит свою силу.