В пятницу силовики провели обыски в центре реабилитации наркозависимых «Новая жизнь», расположенном в поселках Котлы и Преображенка Кингисеппского района Ленинградской области. Как сообщил «Газете.Ru» представитель центра Сергей Михайличенко, в 6.30 утра на территорию ворвались люди в масках. «Сотрудников центра и проходящих реабилитацию — примерно 30 человек — согнали в одно помещение, где заперли и заставили заполнять какую-то идиотскую анкету с вопросами о том, что принимали в прошлом, — сказал Михайличенко. — Всем запретили брать с собой детей, они остались без присмотра. После этого в центре начался обыск, затем вызвали кинологов. Нашли пузырек валидола и детский порошок от запора. Вызвали госнаркоконтроль, чтобы провести освидетельствование на предмет содержания там наркотических веществ».
Позже выяснилось, что в центр приехали представители районной прокуратуры и УФСБ по Ленинградской области.
По словам Михайличенко, их сопровождали заведующий отделом медицинского наркологического освидетельствования по Ленобласти Дмитрий Масалов, начальник отдела областного управления Роспотребнадзора Вячеслав Ветров и главный государственный инспектор по правовым вопросам Ленобласти Константин Храпов.
Сотрудники ФСБ запретили работникам «Новой жизни» вести видеосъемку, а помощник прокурора по надзору за ФСБ Марина Козарева пояснила, что в ФСБ поступила жалоба на работу центра. Других подробностей она не сообщила.
На 18.00 пятницы силовики продолжали работать в «Новой жизни».
Представители центра связали визит силовиков с так называемым делом Ройзмана и возможной атакой неизвестных рейдеров на привлекательные земельные участки.
«На сегодня у нас две версии, — сказал Михайличенко. — Первая — что обыски являются отголоском уральских событий, дела Ройзмана. Была дана установка силовым структурам провести проверки аналогичных центров в других регионах, а на местах просто тупо «перегнули палку». Вторая версия связана с тем, что наш центр расположен в двух поселках, которые являются привлекательной инвестиционной зоной. Рядом порт Усть-Луга, в Котлах вообще была раньше военная база, там куча гектаров земли… Всю эту землю нам передали в аренду муниципальные власти».
У Санкт-Петербургской епархии есть собственный крупный реабилитационный центр в поселке Саперное Приозерского района Ленобласти. Руководитель этого центра, протоиерей Сергий Бельков ранее выступал с критикой обществ анонимных алкоголиков и наркоманов, заявляя, что «люди, попавшие в лукавые программы общества анонимных алкоголиков, рискуют навсегда потерять связь с духовными и культурными традициями своего народа». В «Новой жизни» отмечают, что конфликтов у них ни с кем не было, в том числе и с представителями РПЦ. «Мы себя не позиционируем как религиозная организация. Более того, «Новая жизнь» была не раз награждена архиерейскими грамотами за содействие в избавлении людей от зависимости», — подчеркнул Михайличенко. Центр «Новая жизнь» существует в Кингисеппском районе с 1995 года. Он занимается социальной реабилитацией и адаптацией наркозависимых и алкоголиков. В центре применяют трудотерапию, социотерапию и психокоррекцию. Медикаментозного лечения в «Новой жизни» нет. По данным сотрудников центра, за 17 лет работы к ним обратились за помощью более семи тысяч человек, еще тысяча человек прошла полный курс реабилитации.
Источник «Газеты.Ru» в правоохранительных органах Ленинградской области пояснил, что «мероприятия» в «Новой жизни» являются «рядовой проверкой, инициированной заявлениями от ряда граждан».
«Жалобы поступили от лиц, которые проходили там реабилитацию, а также от местных жителей, — сказал собеседник. — Первые жалуются на то, что их заставляли выполнять тяжелую физическую работу, плохо кормили и содержали в антисанитарных условиях. Вторые говорят, что наркоманы никем не контролируются и осложняют жизнь сельчанам».
В центре действительно установлены жесткие правила: нельзя курить, употреблять алкоголь и наркотики, а также нецензурно выражаться. А самое главное — надо работать, в том числе на земле. В структуре «Новой жизни» есть коммерческие предприятия, которые занимаются шиномонтажом и сельским хозяйством. «Но мы работаем сами для себя, на рынке не присутствуем, — подчеркивают представители центра. — И то полностью себя не обеспечиваем, себестоимость высокая — попробуйте наркомана заставить свеклу сажать…» Многие наркозависимые не выдерживали трудовой жизни и уходили, подтверждают в центре. Не исключено, что силовикам действительно пожаловался кто-то из бывших «пациентов». Кроме того, непросто складывались и отношения наркозависимых с местным населением. В 2003 году в Преображенке отмечали свадьбу, и подвыпившие гости пошли «громить наркоманов». В итоге двое сельчан были осуждены условно.
Однако в «Новой жизни» в версии следствия все равно не верят.
В начале ноября обыски прошли в помещениях екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» и по месту жительства вице-президента организации Евгения Маленкина. Сотрудники правоохранительных органов искали в центре наркотики, которые, по их информации, члены «боевых групп» «Города» подбрасывали наркозависимым. В ходе обысков были обнаружены несколько человек, которые якобы заявили, что их удерживают против воли. Позднее стало известно, что объявленному в розыск Маленкину было заочно предъявлено обвинение по пунктам «а», «ж» части 2 статьи 127 УК (незаконное лишение свободы, не связанное с похищением, совершенное группой лиц по предварительному сговору в отношении двух и более лиц).