Забастовка на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате (БЦБК), о которой местная профсоюзная ячейка объявила в понедельник, приостановлена. Но участники стачки не собираются отказываться от своих требований к руководству предприятия. Об этом «Газете.Ru» сообщили профлидер Юрий Набоков и представитель БЦБК Сергей Предеин. По словам собеседников «Газеты.Ru», решение приостановить забастовку было принято после встречи с первым заместителем председателя правительства Иркутской области Владимиром Пашковым. Он приехал на предприятие специально для переговоров с участниками забастовки и пообещал поговорить с работниками по существу предъявленных претензий в ближайшее время.
«Акция приостановлена до того момента, пока правительство не примет решение о судьбе предприятия: это может занять неделю, а может, и больше: от нас ничего не зависит», — заявил Предеин.
Набоков уточнил, что коллектив не собирается отказываться от своего основного требования: повышения зарплаты на 30%. Активист утверждает, что средняя зарплата рабочего на БЦБК не превышает 14 тысяч рублей. «Это совершенно неприемлемо. Для сравнения: цены у нас такие же, как в Москве – как на еду, так и на услуги. Жить с такой зарплатой невозможно», — сетует Набоков.
Профлидер говорит, что с 2008 года зарплата на предприятии снизилась почти на 30%. В первую очередь это связано с инфляцией и недостаточной индексацией со стороны предприятия.
Впрочем, у самого Набокова как у лидера профячейки, которая входит в профсоюз работников лесных отраслей России, зарплата выше среднего на предприятии — 30 тысяч рублей. «Но мне как профлидеру важно, чтобы рабочие жили нормально», — подчеркивает Набоков. Приемлемый уровень зарплаты, поясняет он, достигается путем повышения зарплат работникам первого разряда.
Первоначально сообщалось, что в забастовке участвуют около 500 человек из более чем полутора тысяч работающих на предприятии. Но, как отметил Предеин, собственно от работы отказались только восемь человек – все они работники варочного цеха. «Остальные просто поддержали требования, не прекратив работу», — отметил представитель БЦБК. Эту информацию подтвердил и лидер бастующих. «Восемь человек отказались от работы. Впоследствии люди из других цехов к нам подтянулись, поддержав наши требования», — отметил Набоков. Он затруднился сказать, собираются ли солидаризоваться с бастующими остальные работники предприятия.
Набоков поясняет, что сейчас БЦКБ просто не в состоянии выполнить требования сотрудников.
«Комбинат находится в стадии банкротства. Введено внешнее управления. В ближайшее время правительство решит, что делать с предприятием, и только тогда все разрешится: начнутся переговоры с властями и руководством предприятия», — говорит Набоков.
Решение будет принято в ближайшее время – правительство должно определить будущее БЦБК до конца месяца. Есть несколько вариантов выхода из ситуации: например, перепрофилирование, которое, по словам Набокова, может стоить до 5 млрд рублей из-за необходимости закупать иностранное оборудование, или увеличение мощностей с установкой второй производственной линии. О закрытии пока речь не идет, хотя экологи и общественники уже несколько десятилетий говорят о том, что БЦБК экологически вреден и губителен для Байкала, а потому должен быть закрыт. Сами работники против закрытия комбината. В Байкальске, где находится предприятие, нет альтернативного источника заработка. «Если бы такой источник был, я был бы не против.А так — работать просто негде», — говорит Набоков.
В декабре 2010 года на комбинате по инициативе основного кредитора – Альфа-банка, который владеет правом требования на более чем 51% задолженности БЦБК, – было введено внешнее управление. Долг комбината перед кредиторами превышает на данный момент 2,8 млрд рублей. Правительство России рассматривало несколько вариантов дальнейшего существования БЦБК, в том числе его модернизацию, создание альтернативных производств и перепрофилирование. Контроль над БЦБК принадлежит структурам Николая Макарова – бывшего партнера Олега Дерипаски по лесопромышленному бизнесу. 49% комбината принадлежат Росимуществу.