Депутаты Госдумы принялись за серьезное ужесточение миграционного законодательства. В среду вечером в Госдуму были внесены поправки, которые в первую очередь ударят по осужденным в России мигрантам и тем гастарбайтерам, которые десятками регистрируются в квартирах, чтобы не иметь проблем с трудоустройством. Авторы документа — депутаты от «Единой России» Ирина Яровая и Александр Хинштейн — предлагают поправить законы «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в Градостроительный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
Запрет на въезд в Россию Яровая и Хинштейн предлагают установить для тех мигрантов, которые имеют непогашенную или неснятую судимость за совершенное в России умышленное преступление, либо для тех, кто осужден.
Также запрет накладывается на мигрантов, которые использовали в России подложные документы, или на тех, кто уклонился от уплаты налогов или административного штрафа, а также расходов за выдворение за пределы страны. Для последних въезд будет открыт только в том случае, если они выплатят долг за выдворение в полном объеме. Порядок погашения задолженностей перед Россией пока не определен — это сделает правительство, если законопроект будет одобрен Госдумой в нынешнем виде.
Помимо этого депутаты пытаются с помощью своего законопроекта решить проблему так называемых резиновых квартир — тех, где прописываются десятки гастарбайтеров для, как отмечается в пояснительной записке, продления разрешения вида на жительство, позволяющего избежать проблем с трудоустройством, и уйти от ответственности за нарушение правил миграционного учета. В этой части поправки ограничивают возможности для предоставления права на жительство собственников жилья.
Если документ одобрят, регистрация иностранных граждан будет допускаться лишь при соблюдении «учетной нормы площади жилого помещения на одного человека».
Учетная норма, о которой говорят законодатели, прописывается в Жилищном кодексе. Каждый регион самостоятельно определяет для себя эту норму, но есть федеральные стандарты — они были установлены правительством, во-первых, для определения размера оплаты жилья и коммунальных услуг и перераспределения средств федерального бюджета, а во-вторых, для своего рода ориентира. Согласно стандартам, для семьи, состоящей из трех человек или больше, норма — 18 кв. м площади на человека, 42 кв. м — норма на семью из двух человек, на одного норма — 33 кв. м. Исходя из этих ориентиров, собственник, принимая решение о регистрации иностранца, должен будет учитывать метраж своей квартиры. «Данная учетная норма является объективным индикатором, позволяющим избежать нарушения санитарно-эпидемиологических норм и законных прав граждан Российской Федерации», — подчеркивают депутаты.
Актуальность проблемы «резиновых квартир» законодатели подчеркивают статистикой: по данным ФМС, ежегодно в России фиксируется более 6 тысяч адресов, по которым регистрируется 100 или даже 200 человек. «Сама по себе цифра впечатляет, — заявила, комментируя свои предложения, Ирина Яровая. — Мы прекрасно понимаем, что это создает невыносимые санитарно-эпидемиологические условия проживания не только для иностранцев, но и наших граждан, живущих с ними по соседству в многоквартирных домах».
Хинштейн и Яровая особо отмечают, что их предложение не ограничивает прав собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом.
Это положение поправок, отмечают депутаты, согласуется с позицией Конституционного суда, который в феврале 1998 года постановил, что регистрация в том смысле, в котором она не противоречит Конституции, является лишь способом учета граждан в пределах страны, носящим уведомительный характер. Впрочем, санкции за регистрацию иностранцев, количество которые превышает допустимые нормы, в законопроекте не прописываются, хотя чиновники ранее уже выступали с соответствующими предложениями.
К примеру, глава ФМС Константин Ромодановский в феврале 2012 года заявлял, что бороться с «резиновыми квартирами» можно, лишая собственников регистрации. Предложение Ромодановского касалось лишь тех собственников, которые более трех месяцев не проживают в своих квартирах. Их было предложено объявлять в розыск. Чтобы не попасть в списке разыскиваемых — а гипотетически в такие списки может попасть каждый, кто, к примеру, переехал в другой регион, — им, по замыслу Ромодановского, нужно встать на временный регистрационный учет по месту нового пребывания в течение трех месяцев. Инициатива главы ФМС тогда вызвала недовольство со стороны правозащитников и экспертов в области миграции. Они не могли понять, что делать, к примеру, с теми, кто на время выехал за пределы России; саму инициативу называли антиконституционной.
Для того чтобы государство имело представление об имущественных сделках иностранцев, Яровая и Хинштейн предлагают обязать Росрегистрацию предоставлять информацию о таких сделках в ФМС.
Порядок предоставления информации должно определить правительство. По словам Яровой, «это абсолютно профилактическая мера, которая призвана обеспечить учет и контроль за пребыванием мигрантов на территории России».
Яровая рассчитывает, что запрет на въезд осужденным мигрантам будет стимулировать приезжих к законопослушанию. «Тем самым мигранты будут заинтересованы в том, чтобы находиться в нашей стране легально, чтобы их права соблюдались», — отметила депутат, особо подчеркнув, что предложения имеют охранительных и профилактический характер.
Пакет поправок в миграционное законодательство последовал за серией предложений Владимира Путина во время его предвыборной кампании.
В январе 2011 года Путин отмечал, что мигрантов, которые имеют проблемы с российским законом, не следует пускать в страну в течение десяти лет. Для владельцев «резиновых квартир» Путин предлагал уголовную ответственность — будет ли учтено это предложение во время слушаний поправок, пока непонятно: ни Яровая, ни Хинштейн не смогли предоставить комментарий на этот счет.
8 октября Путин во время своего визита в Таджикистан выступил с другим предложением: разрешить таджикским мигрантам работать в России три года, а не максимум год, как сейчас.
Лидер движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов считает это предложение популистским. «Это беспредметный разговор двух президентов. У таджикского мигранта просто нет денег для того, чтобы заплатить за трехлетнее проживание в России, если учитывать, что разрешение на проживание неофициально обходится в 25 тысяч рублей. Откуда у них 75 тысяч?!» — заявил «Газете.Ru» Шарипов. Сугубо политическое решение глав государств может негативно сказаться на жизни гастарбайтеров, уверен Шарипов. «Если годовое разрешение на проживание и работу заставляет хотя бы некоторых из них уезжать домой и иметь возможность решить, возвращаться или нет, то трехлетнее разрешение ставит крест на их возвращении. И количество мигрантов от этого не уменьшится, а только увеличится», — резюмировал Шарипов.
Нынешнее изменение миграционного законодательства коснется и тех, кто берет мигрантов на работу.
Так, в рамках нового законопроекта предлагается внести поправки в Градостроительный кодекс, предусматривающие ужесточение санкций к строительным компаниям со статусом саморегулируемой организации (СРО). Если в течение года компания неоднократно нарушала миграционное законодательство, то саморегулируемая организация может поставить вопрос о лишении строительной компании допуска СРО, следует из поправок законопроекта. Сейчас в СРО принимаются организации на основании следующих документов: наличие уплаты компенсационного фонда, требуемое количество персонала соответствующей квалификации, подтверждение о курсе повышения квалификации с последующей аттестацией.
«Скорее всего, правовое управление администрации президента даст отрицательное заключение. Авторам законопроекта сначала потребуется сформулировать, что при выдаче допуска организации проверяется персонал на предмет наличия иностранцев. Согласно Градостроительному кодексу, наличие иностранной рабочей силы не является предметом выдачи или невыдачи допуска», — объясняет вице-президент Национального объединения саморегулируемых организаций в области энергетического обследования Азарий Лапидус.
Официальный представитель группы компаний СУ-155 считает, что поправки чреваты большими финансовыми издержками.
«Получение в саморегулируемой организации (СРО) свидетельства о допуске к работам, то есть разрешения на осуществление каких-либо видов строительной деятельности, является одним из обязательных условий работы. Исключение компании из состава СРО либо лишение ее допуска ограничит компанию в праве осуществлять строительную деятельность до восстановления членства или вступления в новую саморегулируемую организацию. Таким образом, лишение строительной компании допуска к работам может привести к срыву сроков реализуемых строительных проектов, что, в свою очередь, может повлечь крупные штрафные санкции. Кроме того, компании потребуется повторно оплатить вступительный взнос и взнос в компенсационный фонд, которые будут потеряны при исключении из саморегулируемой организации», — заявил «Газете.Ru» официальный представитель ГК СУ-155. По словам собеседника, «вступительный взнос в СРО в Москве составляет в среднем 100 тысяч рублей». «Взнос в компенсационный фонд зависит от масштаба строительной компании, нижняя планка — 300 тысяч рублей, а в случае с СУ-155 речь идет о трех миллионах», — подчеркнули в группе компаний.