Спустя сутки после решения Зюзинского райсуда, отпустившего накануне эксперта по маку и конопле Ольгу Зеленину из-под стражи, в ее деле появился новый состав преступления. Как рассказала «Газете.Ru» сама Зеленина, на этот раз ей готовы предъявить обвинение по ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). «Речь идет не о новом уголовном деле, а о новом обвинении, основанном все на том же эпизоде», — подчеркнула заведующая химико-аналитической лабораторией Пензенского НИИ сельского хозяйства. По ее словам, обвинение по новому составу ей пока не предъявили: следователь обещает сделать это в ближайшее время.
Помимо превышения должностных полномочий Зелениной инкриминируется пособничество в покушении на контрабанду наркотических средств (ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 188 УК РФ) и незаконное производство, сбыт или пересылка наркотических средств, совершенное организованной группой.
Зеленину задержали 15 августа под Пензой, где она живет вместе со своим мужем и пожилой матерью. Уголовное преследование эксперта было инициировано сотрудниками ФСКН, которым не понравилось содержание экспертного заключения Зелениной по одному из уголовных дел о контрабанде мака. Проведенная специалистом пензенского НИИ экспертиза, убеждены в ФСКН, помогла уйти от ответственности московскому предпринимателю Роману Шилову, который обвиняется в поставке 42 тонн мака с примесями наркотиков (алкалоидов опия морфина, кодеина и тебаина) через Брянскую таможню.
Адвокаты Шилова в 2011 году попросили Зеленину, ведущего российского эксперта в области изучения мака и конопли, провести независимую экспертизу товара на содержание наркотика. Зеленина дала официальный ответ от НИИ, согласно которому в мак наркотики специально не примешивали. Научный работник установила, что на 42 тонны мака приходилось всего 200 граммов морфина, столько же кодеина и минимальное количество тебаина — такое количество наркотических средств можно преобразовать в чистый наркотик лишь теоретически, объясняла Зеленина уже во время судов по избранию меры пресечения. Сам Шилов, как и еще несколько бизнесменов, остается под арестом. Его дело закрывалось в 2010 году: тогда следствие сочло, что количество найденного в маке опия недостаточно для уголовного преследования. Но затем следствие вновь было возобновлено.
Дочь Зелениной Мария Бобаченко рассказывала корреспонденту «Газеты.Ru», что задержание эксперта проводилось очень жестко. В дом к ней около 6 утра ворвались несколько бойцов ОМОНа вместе со следователем, которые увезли Зеленину в неизвестном направлении. Через какое-то время следователь связался с родственниками и сообщил им, что эксперт задержана на 48 часов. Позже выяснилось, что Зеленину увезли в Москву для проведения следственных действий. 20 августа Зюзинский райсуд арестовал эксперта и постановил направить ее в СИЗО до 15 октября. Защита опротестовала это решение в Мосгорсуде. В понедельник городской суд удовлетворил жалобу адвокатов, направив материалы дела об избрании меры пресечения на новое рассмотрение. Во вторник Зеленину выпустили на свободу.
Райсуд, как и вышестоящая инстанция днем ранее, учел общественную поддержку эксперта. За Зеленину поручились уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, биоинформатик Михаил Гельфанд и директор Института прав человека Валентин Гефтер.
Кроме того, в поддержку эксперта выступили Общественная палата и Общество научных работников: обе организации опубликовали идентичные по содержанию обращения, попросив суды выпустить Зеленину из-под стражи. «Мы присоединяемся к ходатайству уполномоченного по правам человека в РФ В. П. Лукина и наших коллег-ученых, лично поручившихся за О. Н. Зеленину, и просим отменить решение Зюзинского районного суда г. Москвы и назначить немолодой женщине, страдающей рядом хронических заболеваний, меру пресечения, не связанную с лишением свободы», – говорится в обращении.
По словам Зелениной, следователь объяснил, что она не имела права распространять не соответствующую действительности информацию в своем экспертном заключении, которое могло повлиять на решение суда по Шилову. Именно в этом и заключалось превышение должностных полномочий, говорит Зеленина. «Я сказала следователю, что удивлена этим. Ведь заключение подписывала не я, а директор института Александр Смирнов. Но тот ничего конкретного на мою реплику не ответил, сказал лишь, что вина будет определяться в ходе следствия», — отметила эксперт.
В среду в отношении Зелениной была избрана мера пресечения: эксперта не отпустили на поруки, на чем настаивала защита, а выписали подписку о невыезде.
Пока будет действовать подписка, Зеленина будет жить у своего брата. Адвокат обвиняемой Наталья Андреева не считает, что выделение нового состава преступления можно расценивать как месть со стороны следствия и ФСКН за неудачное для них решение вопроса о мере пресечения. «Я ожидала такого поворота. Это не месть», — заявила Андреева. Директор ФСКН Виктор Иванов в среду пояснил, в чем, по версии ведомства, содержится состав нового преступления, которое инкриминируется Зелениной. «Она (Зеленина – «Газета.Ru»), являясь заведующей кафедрой химических исследований Пензенского сельскохозяйственного института, не имея на то полномочий, представляла экспертные заключения, не производя экспертиз с самим предметом, который содержал наркотики», — пояснил Иванов. При этом Иванов выступил против того, чтобы Зеленина содержалась под стражей во время следствия.