Покинул свой пост еще один высокопоставленный чиновник «лужковской команды». Сергей Собянин освободил от должности руководителя департамента труда и занятости Москвы Олега Нетеребского, назначив его своим советником. Об этом стало известно во вторник. Как следует из подписанного еще 31 августа распоряжения мэра № 709-РМ, Нетеребский назначается «на должность советника мэра Москвы группы советников и помощников мэра Москвы управления мэра Москвы с окладом согласно штатному расписанию, ежемесячной надбавкой за особые условия государственной гражданской службы, окладом за классный чин — действительный государственный советник города Москвы II класса — на срок полномочий мэра Москвы».
Как пояснил «Газете.Ru» заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Леонид Печатников, в новом кадровом решении нет ничего экстраординарного. «Идет нормальный процесс ротации, омоложения правительства, — рассказал Печатников. — И это право мэра обновлять правительство в соответствии с теми задачами, которые он видит. Олег Викторович много сделал для развития рынка труда и предотвращения безработицы, но сейчас возникли новые задачи». Имя возможного преемника Нетеребского пока не называется. Единственное, что уточнил Печатников, это пол будущего руководителя департамента — им будет мужчина.
Что касается стоящих перед департаментом новых задач, то, как напомнил заммэра, уровень безработицы в столице составляет сейчас 0,49% (то есть ее практически нет). При этом количество вакансий составляет более 100 тыс.
«Департамент труда и занятости, безусловно, нужен, — считает Печатников. — Но наши проблемы сегодня находятся не столько в сфере безработицы, сколько в сфере миграционной. Поэтому нам хотелось бы усилить именно это направление».
По словам заммэра, он ни в коем случае не выступает против трудовых мигрантов, которые выполняют многие не привлекательные для москвичей работы, однако «категорически настаивает на их легализации». По данным Печатникова, ежегодно только на социальной поддержке нелегальных мигрантов городской бюджет теряет 4,5 млрд рублей. Речь идет о медицинской помощи, образовании. Кроме того, в Москве уже появился медицинский туризм — сюда приезжают рожать, рассказал чиновник. Причем в городские роддома попадают необследованные женщины, в результате чего в статистике появляется рост младенческой и материнской смертности.
«Существующая сегодня система потворствует нелегальной миграции, поэтому необходимо принимать федеральные и городские законы, способствующие ее легализации. А основные усилия департамента и его нового руководителя должны быть направлены на работу с мигрантами», — считает Печатников. По его словам, легализация нужна в том числе и самим мигрантам. «Это в интересах самих людей, перестающих быть бесправными рабами и становящихся честными тружениками», — отметил он.
Что касается Нетеребского, то, по словам заммэра, перейдя на должность советника, он будет заниматься хорошо ему знакомой работой с профсоюзами.
Напомним, что до того, как возглавить созданный в декабре 2008 года департамент труда и занятости Москвы, Нетеребский являлся заместителем председателя Федерации независимых профсоюзов России, а также возглавлял комиссию Общественной палаты по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению.
Самым успешным проектом Нетеребского на посту руководителя департамента стало трудоустройство в кризисном 2009 году выпускников вузов и колледжей, что позволило не допустить резкого увеличения числа безработных. Для выпускников «разморозили» вакансии в городских учреждениях, предоставив как минимум по одному предложению работы. Рабочие места для выпускников были зарезервированы в госучреждениях и в следующем, 2010 году.
А вот успехами в миграционной сфере Нетеребский (как, впрочем, и никто в России) действительно похвастаться не мог. Никакое давление со стороны департамента не смогло заставить московских работодателей, в том числе и из сферы городского хозяйства, отказаться от дешевой иностранной рабочей силы.
Свое недовольство департаментом, неспособным ограничить необоснованный приток в город иностранной рабочей силы, новый градоначальник высказывал с самого начала.
В конце 2010 года Собянин потребовал разобраться в миграционной политике столицы и сделать запросы на привлечение миграционной силы «публичными и ясными». «Объясните логику, по которой мы, правительство Москвы, запрашиваем федеральные органы с разрешением привлечь этих граждан в Москву», — потребовал он от Нетеребского на заседании городского правительства. В ответ Нетеребский смог сообщить лишь о планах по снижению квоты.
Больше, впрочем, никаких претензий руководителю департамента мэром не предъявлялось. По крайней мере, публично. Зато, работу подведомственного Нетеребскому департамента регулярно критиковала Контрольно-счетная палата Москвы, отмечавшая «нерациональное и неэффективное» использование бюджетных средств.
В частности, как следует из отчета о деятельности Контрольно-счетной палаты (КСП) Москвы в 2010 году, «рабочие места, созданные для инвалидов по зрению за счет бюджетных субсидий, использовались нерационально и неэффективно, а проведенный в ходе аудита анализ имущественного и финансового положения организаций — получателей субсидии свидетельствует о наличии рисков утраты результатов реализуемых ими проектов в ближайшей перспективе». И далее: «Департаментом труда и занятости населения города Москвы при финансировании проектов по созданию рабочих мест для инвалидов по зрению в 2009 году допущены избыточные расходы в сумме 135 374,1 тыс. рублей; 100-процентное авансирование заключенных договоров позволило получателям субсидий использовать полученные средства для поддержки иных коммерческих структур».
В ходе проверок расходования бюджетных средств на содействие занятости в 2010 году КСП были выявлены «факты неправомерного использования государственных средств на сумму 154 734,8 тыс. рублей, неэффективно использовано 119 674,5 тыс. рублей».
«Существующий порядок предоставления и использования субсидий на создание рабочих мест не позволяет обеспечить эффективность использования средств бюджета города Москвы в перспективе, а также исключить риски их утраты», — отмечается в отчете «О результатах аудита эффективности расходования бюджетных средств на содействие занятости населения в городе Москве» за 2010 год.
Доставалось от КСП департаменту труда и занятости и за мигрантов. По мнению аудиторов, «миграционная политика, проводимая ДТиЗН как уполномоченным органом исполнительной власти, не обеспечивала защиту национального (внутреннего) рынка труда от притока иностранной рабочей силы. Существующая система оснований для удовлетворения или отказа работодателям в привлечении иностранной рабочей силы не учитывала экономические факторы деятельности организаций».
Тем не менее, потеряв руководящую должность, Нетеребский не уходит из мэрии. Как рассказал «Газете.Ru» источник в московской мэрии, декоративная должность советника предложена ему, как человеку, ничем себя не скомпрометировавшему и лояльному городскому руководству. По словам источника, институт советников появился в столичной мэрии благодаря традиции не бросать свои кадры. В советники мэра переводятся бывшие чиновники, ушедшие «по-хорошему». Экс-чиновникам с подмоченной репутацией достаются должности рангом ниже. Как правило, советники ничего не решают и особо ничего не делают. Но при этом у них идет стаж, имеются удостоверения работников мэрии и собственные кабинеты.