В четверг в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде состоялось заседание по делу капитана запаса Константина Маркина, защищавшего свое право на трехгодичный отпуск по уходу за ребенком.
Константин Маркин развелся с женой в 2005 году, после рождения третьего ребенка, и заключил с ней соглашение, что дети останутся с ним. Военнослужащий обратился к командованию с просьбой дать ему отпуск по уходу за ребенком, однако командир части ему отказал, поскольку по закону этот отпуск предоставляется только военнослужащим-женщинам. Офицер проиграл все суды в России, но выиграл процесс в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), который признал, что Маркин и другие военнослужащие-мужчины Российской армии имеют право на отпуск по уходу за ребенком. После этого Маркин в поисках правды дошел до Конституционного суда РФ, который отказал ему в удовлетворении жалобы, сославшись на федеральный закон о военнослужащих, по которому в армии право на «детский отпуск» имеют только женщины. Таким образом, решения КС РФ и ЕСПЧ оказались прямо противоположны.
Маркин тем временем решил вновь обратиться в российский суд низшей инстанции, с которого начинал свою долгую тяжбу, — в Пушкинский гарнизонный военный суд. Однако этот суд оказался расформирован, поэтому жалобу Маркина перенаправили в гарнизонный суд Санкт-Петербурга. Экс-военнослужащий просил пересмотреть дело в связи с постановлением ЕСПЧ, в котором говорится, что
власти России нарушили «статью 14 в совокупности со ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».
Маркин просил суд признать незаконными действия командира в/ч № 41480, отказавшего ему в отпуске с 2005-го по 2008 год. Истец пояснил, что пересмотр дела необходим ему, чтобы восстановить права на получение дополнительных выплат, которых он был лишен, так как командование применяло к нему дисциплинарные взыскания: ухаживая за ребенком, капитан появлялся на службе лишь эпизодически.
В четверг на заседании суда помимо председателя и пристава присутствовали два человека — корреспондент «Газеты.Ru» и женщина, заявившая, что хочет написать книгу о «деле Маркина». Сам истец на заседании не прибыл, прислав в суд документ, в котором говорилось, что он участвует в процессе в новгородском суде в качестве адвоката, а потому ходатайствует о переносе заседания. Еще во время службы в армии Маркин заочно учился на юриста, а уйдя в запас, окончил учебу и теперь практикует как адвокат по уголовным делам.
Судья Юрий Козлов отказал в ходатайстве истца и решил провести заседание без Маркина, сославшись на то, что в прошлом заседании истец уже «дал все пояснения по поводу своей жалобы». Командир войсковой части на судебное заседание также не прибыл и ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В своем письменном отзыве командир части просил суд отказать в удовлетворении заявления Маркина.
По словам командира, несмотря на решения российских судов об отказе в предоставлении отпуска, командование части пошло навстречу Маркину
и предоставило ему отпуск по уходу за ребенком с 2006-го по 2008 год. То есть нарушенные права Маркина были восстановлены в добровольном порядке. Маркину также выплатили материальную помощь в качестве социальной поддержки. В настоящее время сын Маркина Константин достиг шестилетнего возраста, сам военный уволен досрочно в запас и с 14 декабря 2008 г. исключен из списков личного состава части. В соответствии с постановлением Большой палаты ЕСПЧ ему подлежит выплата в размере 3000 евро, чем компенсирована задержка предоставления ему оспариваемого отпуска.
Судья зачитал справки из финансовых документов 2005—2008 годов, которые прислала воинская часть, где служил Маркин, и удалился в совещательную комнату. Чтобы написать определение, судье потребовалось около двух часов.
«Военный суд не находит разумных или объективно обоснованных причин для возобновления судебной процедуры для нового рассмотрения требования Маркина о признании действий командования незаконными и предоставлении ему отпуска по уходу за ребенком, — зачитал определение судья Козлов. — Руководствуясь статьями 392, 397 ГПК РФ, военный суд определил: в удовлетворении заявления Маркина отказать».
В определении также говорится, что право Маркина на предоставление отпуска было командованием удовлетворено, его права восстановлены в указанный период в соответствии с позициями ЕСПЧ и фактически реализованы. Ему была присуждена и выплачена денежная компенсация в связи с признанием нарушения его прав.
Напомним, после того как Конституционный суд РФ отказал Маркину в удовлетворении жалобы, ЕСПЧ рассмотрел дело «Константин Маркин против России» и принял решение, что военнослужащего дискриминировали по половому признаку, хотя право человека на семейную жизнь ограничениям не подлежит. При этом Палата ЕСПЧ, по сути, жестко раскритиковала решение Конституционного суда РФ и потребовала от России исправить дискриминационное законодательство.
Разразился грандиозный скандал. Председатель КС России Валерий Зорькин выступил с резкой критикой ЕСПЧ.
«Европейский суд впервые в жесткой правовой форме подверг сомнению решение Конституционного суда Российской Федерации, — заявил он. — Страсбургский суд вправе указывать странам на ошибки в законах, но в тех случаях, когда решения ЕСПЧ прямо противоречат Конституции РФ, страна должна соблюдать свои национальные интересы».
В Европе это заявление было воспринято как намерение России игнорировать решения Евросуда. Опасения европейцев подтвердил сенатор Александр Торшин. Летом 2011 года он внес в Госдуму законопроект, по которому Россия может не пересматривать приговоры суда, несмотря на решение ЕСПЧ. Сенатор предложил в спорных ситуациях обращаться в Конституционный суд, а если закон уже признан соответствующим Конституции, игнорировать решение Страсбургского суда.
После этого Большая палата ЕСПЧ смягчила формулировки по делу Маркина, отказалась от критики в адрес КС и требований изменить «законодательство, дискриминирующее военнослужащих по половому признаку». Отметим, что россияне составляют пятую часть заявителей, обращающихся в ЕСПЧ.
Не так давно с похожей ситуацией столкнулся соратник Михаила Ходорковского, экс-глава МЕНАТЕПа Платон Лебедев, отбывающий срок в Вельской колонии Архангельской области. В 2008 году вступило в силу решение ЕСПЧ, признавшего незаконным содержание под стражей Лебедева в периоды с 3 июля по 28 августа 2003 года, а также с 31 марта по 6 апреля 2004 года. Суд в Страсбурге обязал Россию выплатить ему 10 тысяч евро компенсации. С решением ЕСПЧ согласился и Верховный суд РФ. Однако, несмотря на это, Тверской райсуд Москвы счел, что, хотя незаконное решение суда о продлении срока ареста имело место, компенсировать вред не обязательно, поскольку Лебедев в это время и так находился в заключении по приговору Мещанского суда Москвы. А месяц назад это решение признал законным Мосгорсуд. Защита Лебедева, имея на руках постановления ЕСПЧ и Верховного суда, намерена обжаловать это решение и далее. Следующей инстанцией является президиум Мосгорсуда.