Из явных тенденций этого года участники дискуссии — представители крупных российских вузов отметили повышение средних баллов ЕГЭ у поступающих и увеличение конкурса в ведущие вузы, в том числе и на платные отделения.
«В этом году повысился приток абитуриентов в медицинские вузы.
В частности, в наш вуз было подано на одну тысячу заявлений больше. Средний балл стал очень высокий на каждом факультете», — поделился своими наблюдениями проректор Московского медико-стоматологического университета Казбек Дзугаев.
По данным проректора НИУ ВШЭ Григория Канторовича, в престижные вузы в этом году подавало заявления примерно на 35% больше абитуриентов, чем в прошлом. «Люди стали понимать, что нужно идти в сильный вуз, пусть даже и на платное отделение», — считает он.
На приемную кампанию нынешнего года пришлось сразу два важных нововведения: были ограничены права льготников, а также официально заработала федеральная информационная система, куда все вузы должны были передавать отчетность о ходе вступительной компании и информацию об абитуриентах.
По новым правилам льготники всех категорий, которые раньше имели право подавать документы в пять вузов по три направления в каждый (всего 15 направлений) теперь могут подать документы только в одни вуз и на одно направление, а на другие — только на общих основаниях.
Представители вузов отметили, что благодаря ужесточениям процедура набора облегчилась.
Заявлений от льготников было подано гораздо меньше, чем в предыдущие годы, и это существенно упростило задачу для тех, кто поступал в вуз на общих основаниях. По данным проректора по учебной работе МГТУ им. Баумана Бориса Падалкина, всего в этом году поступило на первый курс вуза 60 льготников из 2600 зачисленных абитуриентов. Проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович сообщил, что в их вузе на льготных основаниях поступили 82 человека, притом что всего было 1709 бюджетных мест. Самыми распространенными категориями льготников в этом году были инвалиды по здоровью, дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, а так же «чернобыльцы».
Пока что престижные вузы имеют возможность отсекать льготников с низким уровнем успеваемости.
«Каждый вуз имеет право устанавливать минимальные баллы по каждому предмету. Мы установили 50 баллов по математике и 50 баллов по английскому. Те льготники, у кого баллы ниже, не имеют права подать к нам документы», — пояснил Канторович.
Что же касается Федеральной информационной системы, то о ее создании начали говорить еще в прошлом году, после того как в Российском медицинском университете им. Пирогова был раскрыт скандал с приемом 536 мертвых душ. Минобрнауки и Рособрнадзор анонсировали систему и сказали, что она начнет работать в эту приемную кампанию и обеспечит максимальную прозрачность и законность всех процедур, связанных с поступлением в вуз.
Представители вузов, которые принимали участие в пресс-конференции, отметили, что, несмотря на заверения чиновников и представителей Рособрнадзора о том, что система уже работает, на самом деле это не так.
«Нет никакой федеральной информационной системы, что бы в министерстве ни говорили.
Они просто по-новому назвали федеральную базу свидетельств ЕГЭ, которая была и без этой системы», — пояснил проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович. Также он сообщил, что установка оборудования, которое в будущем позволит вузам собирать данные в одну систему, обойдется в очень внушительную сумму и не все вузы готовы за это платить. «Наши компьютерщики посчитали: чтобы установить доступ только с одной точки (один головной вуз, без филиалов. — «Газета.Ru») нужно порядка 700 тысяч рублей. За чей счет это будет?»
В настоящее время вузы сверяются с базой ЕГЭ по прошлогодней схеме, но сама система часто работает с задержками и дает сбои. «Проверка свидетельств ЕГЭ есть, распечатываются справки с результатами, подписываются. Но при этом чувствуется разрыв по времени. Наша абитуриентка — москвичка, подавшая на апелляцию по ЕГЭ, — не смогла дождаться своих результатов в федеральной системе до 30 июня», — рассказал ответственный секретарь приемной комиссии финансового университета при правительстве России Денис Палилов.
Тем не менее, согласно жестким правилам, все запросы вузов в этом году фиксировались в Рособрнадзоре, и это обстоятельство позволило не только избежать набора мертвых душ, но и выявить тех, кто хотел поступить по подложным документам. «У нас был в этом году случай, когда проверка по базе дала другие результаты. Подлинник у девушки-абитуриентки был фальшивый. Ее тоже жалко, стала жертвой мошенников, заплатила деньги, а в итоге все вышло боком», — говорит Канторович.