Всемирный фонд дикой природы (WWF) обратился к президенту России Владимиру Путину, призвав его взять под контроль ситуацию вокруг горного массива Хибины, а именно процесс создания национального парка на этой территории в Мурманской области. Планам по созданию паркам, по мнению экологов, угрожает желание промышленников проложить через горы технологическую дорогу до апатитонефелинового рудника «Партомчорр». Право на разработку рудника правительство Мурманской области передало ЗАО «Северо-Западная фосфорная компания» (СЗФК). И бизнесмены намерены вскоре приступить к добыванию руды.
В конфликт между экологами и промышленниками еще весной этого года вмешалось Министерство природы. Было решено создать рабочую группу при правительстве Мурманской области, в которую вошли все участники конфликта, в том числе чиновники, а возглавил ее первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин.
В ближайшее время члены группы должны выбрать, как будет проходить трасса для вывоза руды — через горы или в обход.
Однако экологи заявляют, что им не нравится процесс обсуждения: по их мнению, «заседания проходят в обстановке полусекретности». Участников просят не разглашать подробности происходящего на совещаниях рабочей группы, в особенности варианты прохождения будущей трассы, пояснил «Газете.Ru» председатель Кольского центра охраны дикой природы Виктор Петров.
После последнего заседания экологи не выдержали. На нем гендиректор СЗФК Сергей Федоров представил четыре варианта прохождения трассы, рассказал о каждом из них, и из его слов было ясно, что лучшим с точки зрения сохранения экологии будет как раз самая короткая трасса — через Умбозерский перевал, пояснили собеседники «Газеты.Ru». «Федоров отказался обсуждать другие варианты дорог, сказал, что будет строить только эту трассу, сказал, что готов вложить много денег в экологические изыскания. И все его поддержали, кроме представителей WWF и Виктора Петрова», — рассказала «Газете.Ru» представитель Хибинской учебно-научной базы МГУ и сотрудница турфирмы «Кольские экспедиции» Марина Викулина, также присутствовавшая на совещании.
Также экологов удивили коллеги-ученые. По словам Викулиной, выступивший директор Полярно-арктического ботанического сада Института им. Аврорина Кольского научного центра РАН Владимир Жиров заявил, что «все будет нормально», если утвердить вариант, продвигаемый СЗФК. Хотя еще в начале июня Жиров прислал письмо экологам, в котором рассказал, что на территории, к которой присматриваются промышленники, есть 15 видов растений из Красной книги, из них четыре вида нуждаются в первоочередных мерах охраны.
Строительные работы на территории гор приведут к уничтожению этих растений, что попадает под статью 259 Уголовного кодекса.
«На заседании Жиров сказал, что эти растения можно пересадить, что еще ничего не изучено, хотя все уже давно изучено», — говорит Викулина.
О недопустимости прокладки прямой трассы говорил в конце мая директор Института проблем промышленной экологии Севера Владимир Маслобоев в письме председателю постоянной природоохранной комиссии Русского географического общества Александру Чибилеву. Маслобоев писал, что из-за негативного воздействия при строительстве рудника «Партомчорр» необходимо создать заповедную зону для сохранения редких видов растений, в том числе на Умбозерском перевале — как раз там, где промышленники хотят делать дорогу. Эксперты института участвовали в проведении оценки воздействия на окружающую среду работ по строительству рудника. «Институт указывал, что дорога для транспортировки руды от рудника может, при определенных условиях, способствовать развитию национального парка. Однако данное утверждение касалось исключительно вариантов дороги, проходящих за пределами границ предполагаемого национального парка «Хибины», — писал директор. «Но на заседании рабочей группы его заместитель заявил, что исследований недостаточно, чтобы говорить о каком-то экологическом вреде от дороги, что можно еще провести исследования и соединить нацпарк и дорогу», — говорит Викулина.
В правительстве Мурманской области говорят, что еще ничего не утверждено.
Даже если промышленники и готовы уже завтра положить на перевале асфальт, до этого им надо соблюсти ряд формальностей. Правительство области должно дать им разрешение на проведение изысканий — исследования территории под будущую трассу, в ходе которого надо будет установить будущий урон природе. Потом компания предоставляет техническое задание, в котором прописывается, что надо сделать во время исследований. И только затем проводятся изыскания и подготавливается проект трассы.
Однако сами промышленники сообщили «Газете.Ru», что разрешение от правительства на проведение изысканий они уже получили (для представителей WWF это было новостью).
«Проект строительства дороги будет представлен после получения результатов инженерно-экологических изысканий, на проведение которых получены разрешительные документы», — заявила пресс-секретарь СЗФК Ирина Пятакова. Она пояснила, что в настоящее время никаких работ, связанных с дорогой, в Хибинах не ведется. Пятакова добавила, что компания ожидает решения рабочей группы, которая должна будет определить, по какому варианту трассы промышленники будут проводить исследования. Ранее представители СЗФК указывали, что они и так согласились не рыть карьер, а добывать руду подземным способом, что потребует от них дополнительных затрат.
Однако экологи не оставляют надежды заставить промышленников провести исследования по всем вариантам прохождения трассы. Тогда будет наглядно видно, какая дорога меньше повредит природе.
«Мы не против разработки месторождения, мы за то, чтобы компания потратила больше денег на сохранение природы», — заявил Виктор Петров.
Шанс повлиять на промышленников у них есть: представители СЗФК пообещали предоставить общественникам техническое задание на изыскания. «По результатам совещания было решено, что ЗАО СЗФК предоставит общественным и научным организациям — членам рабочей группы проект технического задания на проведение инженерных изысканий по выбранному ЗАО СЗФК варианту трассировки дороги для рассмотрения и подготовки предложений и замечаний», — сообщил «Газете.Ru» заместитель председателя комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области Алексей Смирнов. По словам координатора Баренцевоморского отделения WWF Сергея Жаворонкова, они ждут документ на этой неделе. Из него экологи смогут точно узнать, на каком варианте трассы остановилась компания. На следующем совещании рабочей группы будут рассмотрены поправки к техзаданию, после чего специалисты отправятся в горы.
По словам Смирнова, после завершения проектирования дороги в рамках проведения экологической экспертизы будут проведены общественные слушания.
А в СЗФК утверждают, что потребуется еще заключение Минприроды, руководство которого отстаивало создание нацпарка. «В том случае, если дорога пройдет по территории будущего национального парка, необходимо будет получить согласование Министерства природных ресурсов», — сообщила пресс-секретарь СЗФК Пятакова. Правда, координатор программы по сохранению биологического разнообразия WWF Владимир Кревер, говорит, что «никакого обращения в Минприроды не потребуется»: проект дороги надо будет отправить на госэкспертизу (даже не экологическую) в правительство Мурманской области. И именно оно будет принимать окончательное решение.
«Пока мы не можем кричать, что что-то строится, так как это не так. Но потом будет поздно. А национальный парк пока не создан», — добавляет Петров. Подготовкой документов для создания нацпарка занимаются федеральные чиновники — и это требует много времени.