В четверг болгарские и израильские СМИ сообщили имя предполагаемого смертника, устроившего теракт в аэропорту Бургаса. Это был 33-летний Мехди Гезали, гражданин Швеции с алжирскими и финскими корнями, передает, в частности, The Times of Israel. Официального подтверждения пока нет: о личности террориста власти Болгарии и Израиля в отличие от прессы ничего не говорят. Однако внешнее сходство Гезали с подозреваемым в подрыве туристического автобуса велико.
Как выяснила полиция, смертник прибыл в Болгарию за несколько дней до теракта по поддельным документам — водительскому удостоверению из штата Мичиган, США. Камеры видеонаблюдения в аэропорту запечатлели предполагаемого террориста — молодого человека с длинными кудрявыми волосами, который вел себя совершенно естественно. Из вещей у него были рюкзак и сумка в руках. Он вышел из здания аэропорта, подошел к автобусу, в который садились туристы из Израиля, и в этот момент раздался взрыв. Погибли восемь человек — пять израильтян, два болгарина, а также сам смертник. Ранены более 30 человек.
Гезали известен как один из узников американской военной базы Гуантанамо на Кубе.
В 1999 году он закончил школу и получил специальность сварщика. В том же году шведская полиция заподозрила его в совершении кражи. Однако допросить молодого человека не удалось — он уехал за границу. Его отец сообщил полиции, что сын уехал в Алжир, чтобы поступить на военную службу, однако Гезали отправился в Португалию, мечтая о карьере футболиста. Однако там у него тоже возникли проблемы с законом: его вместе с другом заподозрили в ограблении банка и краже ювелирных изделий. Друзья провели в тюрьме 10 месяцев и были отпущены без предъявления обвинения. Гезали вернулся домой, а потом отправился в Саудовскую Аравию, неудачно пытался поступить в университет, снова вернулся в Швецию, а весной 2001 года поехал в Великобританию, где провел пару месяцев в мусульманской школе — медресе, изучая религию. Летом 2001 года он уехал в Пакистан, надеясь поступить в местное учебное заведение, но попытки были неудачными. Тогда Гезали перешел границу с Афганистаном и добрался до города Джелалабада. По его словам, он жил в простой афганской семье — в доме своего друга, наблюдал за бытом, читал Коран и гулял.
По сообщениям СМИ, это был «Алжирский дом», якобы известный как пристанище для террористов «Аль-Каиды (организация запрещена в России)».
Такие показания полиции дал террорист Ахмед Рессам, обвиняемый в «заговоре тысячелетия» — подготовке к взрыву международного аэропорта в Лос-Анджелесе в 1999 году. Рессам сообщил, что в этом доме шла идеологическая обработка кандидатов в боевики для последующей отправки в тренировочный лагерь.
В октябре 2001 года, после теракта 11 сентября, началось американское вторжение в Афганистан, и Гезали решил вернуться в Пакистан, так как ходили слухи, будто местные жители ловят иностранцев и продают их американцам. Впрочем, ему не удалось избежать аналогичной участи. Его схватили жители пакистанской деревни, продали своей полиции, а полицейские передали его войскам США. Военные перевезли его в Афганистан, а затем отправили на базу Гуантанамо. «Гезали был в числе 156 человек, вероятно, бойцов «Аль-Каиды», которых поймали во время бегства в горах Тора-Бора в Афганистане», — ранее передавало Associated Press.
Сообщалось, что представители посольства Швеции посещали Гезали в Гуантанамо несколько раз. Однако его родители узнали об участи сына от сотрудников Красного Креста.
В сентябре 2002 года Мехди Гезали-старший закрыл себя в стальной клетке, требуя от властей Швеции повлиять на американцев и вернуть его сына на родину.
Сам Гезали говорил, что военные издевались над пленными. Он рассказал, что ему и другим заключенным длительное время не давали спать, заковывали в наручники в неудобных и болезненных позах, держали в ледяных помещениях. На Кубе он провел два года. В июле 2004 года он был отправлен в Швецию. Сообщалось, что он не представляет угрозы для американского общества. На пресс-конференции в шведском городе Ёребро Гезали заявил, что будет требовать компенсации от американского правительства за незаконное тюремное заключение.
Однако спустя пять лет — 10 сентября 2009 года — его и еще 11 человек задержали в Пакистане. В группе было три шведа, семь турок, россиянин и иранец.
Сообщалось, что при обыске у них были найдены «предметы, указывающие на их террористическую деятельность».
Гезали пояснил, что они ехали на встречу с представителями мусульманского движения возрождения «Джамаат Таблиг» — неполитического движения, которое периодически обвинялось в незаконной миссионерской деятельности. Шведов отпустили через месяц, после активного вмешательства дипломатов. Их посадили на самолет и отправили на родину. За перемещениями беспокойных соотечественников внимательно следили представители посольства Швеции и спецслужбы. Адвокаты Гезали не раз сообщали прессе с негодованием, что разведка не оставляет их подзащитного в покое.