За день до начала священного для всех мусульман месяца Рамадан неизвестные совершили покушение на муфтия Татарстана Илдуса Фаизова. Как сообщает республиканское МВД, в 10.15 по местному времени произошел подрыв автомобиля муфтия. Фаизов находился за рулем Toyota Land Cruiser. По данным местных СМИ, он ехал с записи радиопередачи на работу. Машина остановилась у перекрестка улиц Мусина и Четаева — в этом месте узкие дороги, дома почти вплотную подступают к обочине, и движение по утрам обычно затруднено, особенно в последнее время: на параллельных улицах идет ремонт дорожного полотна. Там и сработало взрывное устройство.
Как сообщили в правоохранительных органах, взрывной волной муфтия выбросило из автомобиля на асфальт, на первых этажах близлежащих домов выбило окна.
Фаизов был госпитализирован, его отвезли в Республиканскую клиническую больницу. Как сообщил «Газете.Ru» старший помощник руководителя СУ СКР по РТ Эдуард Абдуллин, по предварительным данным, религиозный деятель не получил серьезных ранений: «скорая помощь» доставила его в больницу с переломом ноги. Но, возможно, при обследовании в клинике выяснится, что у него есть и какие-то внутренние повреждения». Позже пресс-служба президента Татарстана сообщила, что Фаизову диагностировали переломы обеих ног. Его жизни ничто не угрожает, считают врачи.
Примерно за четверть часа до взрыва автомобиля Фаизова было совершено покушение на его заместителя, начальника учебного отдела Духовного управления мусульман (ДУМ) Валиуллу Якупова.
По информации МВД, он был застрелен около десяти утра, когда выходил из подъезда своего дома на улице Заря. Киллеры выпустили в Якупова несколько пуль. Тяжелораненый Якупов смог дойти до автомобиля, где его ждал личный водитель, который тут же вызвал «скорую помощь». Но спасти жизнь Якупова не удалось — он скончался прежде, чем его доставили в больницу. (По неподтвержденной информации, Toyota Land Cruiser, в которой ехал Фаизов, могла также принадлежать его заместителю Якупову.)
Как сообщила пресс-служба президента Татарстана Рустама Минниханова, глава республики съездил в больницу к выжившему при покушении муфтию. Фаизов рассказал, что бомба была не одна, а к моменту подрыва его машины он уже знал о покушении на Валиуллу Якупова.
«Я, остановившись на светофоре, решил позвонить, — заявил глава ДУМ Татарстана. — Я вовремя почувствовал первый слабый взрыв в передней части автомобиля и сразу выскочил из машины — хорошо, что не был пристегнут».
В связи с покушением на руководство ДУМ Татарстана на особый режим несения службы переведены оперативные работники республиканских МВД, ФСБ и СК. «В настоящее время на месте происшествий находятся все оперативные службы, выясняются обстоятельства произошедшего. Под особый контроль и охрану взяты все важные объекты и работники Духовного управления мусульман республики», — говорится в сообщении МВД. В городе введен план «Вулкан-4».
По факту гибели Якупова и подрыва автомобиля Фаизова возбуждены уголовные дела по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство лица, совершенное в связи с исполнением служебных обязанностей) и ч. 3 ст. 30, п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство, совершенное общеопасным способом), сообщили в Следственном комитете России (СК). Первое было заведено следственным отделом Советского района Казани, второе — следственным отделом по Ново-Савиновскому району Казани. К вечеру четверга в СК решили дополнительно квалифицировать действия подрывников по п. «в» ч. 2 ст. 205 УК РФ (террористический акт, повлекший причинение значительного имущественного ущерба).
«По одной из версий, покушение на убийство муфтия Татарстана и убийство его заместителя могут быть связаны с их профессиональной деятельностью», — заявил официальный представитель СК Владимир Маркин.
Получить комментарий в ДУМ Татарстана пока не удалось, сотрудники управления отказываются разговаривать с прессой.
В Духовном управлении мусульман европейской части России (ДУМЕР) также связывают покушение на духовных лидеров Татарстана с их профессиональной деятельностью.
По словам зампреда ДУМЕР Дамира-Хазрата Мухетдинова, за последние полгода Илдус Фаизов развернул «широкую линию фронта борьбы с экстремизмом».
«Активно проводились ряд реформ в системе образования духовного управления Татарстана. И, разумеется, это не нравилось радикалам», — заявил Мухетдинов «Газете.Ru». На его памяти это первое покушение, «совершенное с таким цинизмом, накануне начала священного месяца Рамадан». Раньше, поясняет Мухетдинов, радикалы атаковали исключительно хозяйственные и инфраструктурные объекты республики, пытаясь осложнить жизнь местным властям, духовных лидеров же оставляли в покое.
«Муфтий был успешным руководителям: в республике развивалась халяль-индустрия, была свобода, девушкам позволено не ходить в хиджабах… Но кто-то с этим не согласен», — говорит зампред ДУМЕР. Он предполагает, что к покушению могут быть причастны «радикальные силы из-за рубежа», которые имеют своих сподвижников в России.
Другой зампред ДУМЕР Дамир Гизатуллин считает, что покушения нужно расценивать как теракт, направленный на подрыв традиционного суннитского ислама, который проповедовал Фаизов и его команда. «Но им не удастся взорвать ситуацию, потому что большинство мусульман в России — это сунниты, это приверженцы умеренного ислама», — подчеркнул Гизатуллин, которого цитирует «Интерфакс».
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что покушения на Фаизова и Якупова — результат острых противоречий между радикалами-салафитами, выступающими за введение судов шариата, и приверженцами ислама в его более свободной форме.
«Нельзя говорить, что муфтий держал ситуацию в Татарстане под контролем: в самой общине у многих с ним не складывались отношения. Одновременно с этим возрастала салафитская волна: в республике появилось очень много ячеек радикалов, многие из них связаны с международной организацией «Хизби-Тахрир»», — пояснил «Газете.Ru» Малашенко. Убитый Валиулла Якупов, по словам эксперта, стал жертвой своей последовательной позиции по отношению к радикалам: он считался приверженцем традиционного ислама, «традиционалистом в хорошем смысле слова». Бороться с салафитами очень сложно, подчеркивает Малашенко: «Они действуют по всему миру и даже участвуют в выборах — например, в Египте».