«Полярная сова» — самая северная колония России. Здесь в строгих условиях содержатся около двух сотен осужденных на пожизненный срок, в том числе «битцевский маньяк» Александр Пичушкин и майор Денис Евсюков. С этим контингентом и работал старший оперуполномоченный Юрий Сандркин.
Начальство заметило 47-летнего подполковника Сандркина в 2010 году, когда он чуть ли не ежедневно стал добиваться написания осужденными явок с повинной. В обязанности оперуполномоченного эта работа не входила. Но за активную деятельность начальство несколько раз его даже поощряло.
О том, как писались эти явки, в итоге стало известно от одного из «раскаявшихся».
«В ходе расследования уголовного дела об убийстве компаньона Павла Федулева Андрея Соснина в 1996 году к следователям попала явка с повинной некоего Юрия Кузнецова, отбывавшего пожизненное наказание. Он утверждал, что являлся одним из исполнителей убийства. Но в это же время выявились истинные исполнители этого преступления. В своих показаниях они отрицали какую-либо причастность Кузнецова. А после этапирования Кузнецова в Екатеринбург он признался, что написал фиктивную явку под давлением сотрудника колонии», — рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь УФСБ по Свердловской области Анна Ластовецкая.
Кузнецов рассказал следователям, кто и как выбил из него эти показания. К делу подключились сотрудники ФСБ, которые основательно проверили деятельность Сандркина. Проверка полностью подтвердила слова Кузнецова. Против подполковника ФСИН возбудили уголовное дело по п. «а» ч. 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения) и статье 111 УК РФ (нанесение тяжких телесных повреждений).
«Сандркин Юрий Петрович создал целую систему принуждения осужденных к самооговору», — считает руководитель отделения по расследованию преступлений совершенных должностными лицами правоохранительных органов СУ СКР по УрФО Дмитрий Корешников.
По версии следствия, старший оперуполномоченный в качестве своих жертв выбирал самых психически слабых осужденных в колонии № 18. Он изучал их личные дела, общался лично. После чего приступал к обработке.
«Сами осужденные называют это «катанием по хатам». Это постоянный перевод из камеры в камеру, создание конфликтных ситуаций с другими осужденными, перевод в камеру к тем осужденным, которые по указания Сандркина будут склонять, угрожать, требовать выполнять любые требования оперуполномоченного. К кому-то применялась физическая сила, а кому-то было достаточно знать, что она будет применяться. Угрозы были сексуального насилия, вплоть до убийства», — рассказал Корешников.
Сандркин был хорошо знаком с работой оперативников и следователей. Он подготавливал «раскаявшихся» к методам допросов: когда и что нужно говорить, как «обойти» полиграф и пр. Информацию о преступлениях он брал из различных источников, в том числе СМИ и интернета.
Таким образом он «раскрыл» убийство журналистки Анны Политковской, экс-президента Чечни Ахмада Кадырова и главреда русского «Форбса» Бориса Хлебникова.
Иногда он просто придумывал типичные ситуации — изнасилование ребенка с убийством и последующим уничтожением трупа.
По данным следствия, подполковник выбрал себе в напарники Вадима Журавлева, пожизненно осужденного за ряд убийств. Именно он в камере «обрабатывал» осужденных, убеждая их уговорами или насилием «признаться» в преступлениях.
Из 190 преступлений, «раскрытых» Сандркиным, 32 «явки с повинной» уже не подтвердились. Но проверка продолжается.
Самым сложным в работе следователей по этому делу было выявить мотивы подозреваемых. Умысел Журавлева был ясен: он получал различные поблажки от Сандркина. Последний же пошел на преступления, боясь потерять работу. «В 2010 году Сандркин достиг предельного возраста нахождения на службе. Его должность предполагала потолок — полковничье звание. Перспектива повышения отсутствовала. Руководство не планировало продлевать контракт с ним на долгое время. Он не имел семьи, собственной квартиры. Контракт заканчивался, поэтому над ним нависла угроза потерять все. Избежать этого можно было серьезным повышением показателей своей работы. После чего с ним могли продлить контракт», — объяснил «Газете.Ru» Корешников.
Сандркина задержали в мае 2011 года. Сейчас он находится под арестом в СИЗО-1 Екатеринбурга и ожидает суда. Ему грозит до 15 лет лишения свободы. Он не признает своей вины, ссылаясь на то, что просто не был заинтересован в выбивании признаний.