Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков не против передать часть функций по расследованию преступлений контрабанды и распространения сильнодействующих наркотических веществ Следственному комитету, сообщили во вторник «Газете.Ru» в ФСКН. «Когда начались разговоры о создании единого следственного ведомства, служба была не против такого поворота событий. Что же касается технической стороны реформы, то этот вопрос к Следственному комитету», — сказал источник в ведомстве.
Во вторник президент Владимир Путин подписал указ о поэтапном сокращении численности сотрудников ФСКН до 39 тысяч 835 человек (сейчас 39 тысяч 985 человек). Сейчас в ФСКН, по словам источника в ведомстве, работает около 40 тысяч сотрудников. До 2016 их численность должна сократиться на 5 тысяч человек. Но оптимизация штатного состава, говорят в ведомстве, не будет касаться ключевых подразделений ФСКН — оперативно-розыскного и следственного департаментов — и сокращения никак не связаны с реорганизацией следственных органов.
Источники в МВД также подтверждают, что глава Следственного комитета Александр Бастрыкин обратился в полицию с предложением проработать вопрос о передаче уголовных дел, возбужденных по тяжким 3-й и 4-й частям различных статей УК в ведение СК. «СК не впервые обращаются к нам с предложением «разгрузить следственные департамент МВД». Действительно СД МВД крайне загружено в основном не тяжкими делами, которые относятся к частям 1-й и 2-й различных статей УК. Именно поэтому в МВД самый большой штаб следователей в сравнении с ФСБ и ФСКН», — сообщил источник в полиции. Ранее, в январе 2011 года, СК уже «разгрузил» СД МВД, взяв на себя расследование налоговых преступлений.
Сейчас самостоятельные следственные подразделения есть у МВД, ФСКН и ФСБ. Ст. 151 УПК «Подследственность» четко разграничивает статьи УК, по которым ведомства ведут предварительное расследование. «Но закон «О следственном комитете» принятый в 2010 году фактически дает право ведомству Бастрыкина забирать любое следственное производство», — пояснил источник.
В понедельник «Росбалт» сообщил, что начальник СД МВД Юрий Алексеев получил письмо от главы СК Александра Бастрыкина, в котором предложил провести мероприятия «в связи с началом работы с 1 января 2013 года единого следственного органа» и попросил Алексеева прислать свои предложения по решению технических и организационных вопросов. По данным информагентства, к 2013 году в структуру предполагается перевести 20% сотрудников из системы полицейского следствия, а остальных должны отправить в Управление по организации дознания МВД.
Впрочем, официальный представитель СК Владимир Маркин во вторник сообщил, что «никаких писем» Бастрыкин в СД МВД не посылал, хотя и не опроверг информацию о реорганизации системы следственных органов.
«Вопрос о возможном перераспределении полномочий находится в компетенции руководства страны, в том числе законодательной власти, а не председателя СК и не начальника следственного департамента МВД», — подчеркнул Маркин.
Идея создания единого следственного органа поднималась еще генпрокурором Юрием Чайкой в 2009 году, когда ему был подконтролен Следственный комитет. В 2010 году закон «О следственном комитете» переподчинил СК главе государства, а Александр Бастрыкин стал активно продвигать идею об общем следственном ведомстве. Дмитрий Медведев также объявил о возможном возникновении суперведомства. «В дальнейшем могут быть приняты и иные решения, — отметил тогда Медведев, комментируя решение вывести из прокуратуры Следственный комитет. — Время покажет, по какому пути нам двигаться». Сам Бастрыкин в декабре 2011 года еще раз анонсировал: «Видимо, все идет к объединению всех следственных органов. Этот вопрос обсуждался на самых разных уровнях».
Создание с 1 января 2013 года нового единого следственного органа станет завершающим этапом многоступенчатой реформы, проводившейся несколько лет, рассказал «Газете.Ru» cенатор из комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Анатолий Лысков, много лет работавший в центральном аппарате ФСБ и в следственных органах МВД.
«Если бы в свое время сразу был создан единый Следственный комитет, мог бы случиться управленческий коллапс.
Тогда руководство страны приняло решение делать это поэтапно: сперва выделили следственное управление как отдельную структуру при прокуратуре, потом – как самостоятельный орган. Наконец, начались этапы передачи подследственности дел, который все увеличивается. До выделения Следственного комитета в отдельную структуру до 805 дел расследовалось силами следователей МВД, на втором месте по количеству дел был следственный аппарат прокуратуры, потом – следственный аппарат ФСБ и потом – ФСКН, — вспоминает Лысков. — Что изменится с созданием единого Следственного аппарата органов внутренних дел? Следственный аппарат станет единым и будет заниматься расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, а расследования преступлений малой и средней тяжести останутся в сфере ведения органов дознания сотрудников полиции. Что касается сотрудников следственных аппаратов МВД, ФСКН и ФСБ, то, после передачи подследственности тяжких и особо тяжких дел в ведение единого Следственного аппарата органов внутренних дел, часть следователей из перечисленных ведомств перейдет туда на работу, а часть станет дознавателями и будет заниматься мелкими делами. Будет перераспределение и полномочий, и сотрудников».
Цель реформы – освободить новый единый Следственный аппарат от мелких и средних дел, отмечает Лысков, добавляя, что, по его информации, руководители силовых ведомств, которых коснется реформа, уже проинформированы о грядущем перераспределении. Впрочем, в ФСКН и ФСБ эти данные пока не подтверждают.