С воскресенья на понедельник в исправительной колонии № 13 в городе Энгельс Саратовской области опять накалилась обстановка: 22 заключенных обратились к врачу с жалобами на боли в животе. 12 из них сразу оказались на больничной койке. Официальный представитель УФСИН по Саратовской области Юлия Пенькова сообщила, что больных госпитализировали с повышенной температурой и признаками интоксикации.
«По предварительным данным, у них ротавирусная инфекция», — уточнила Пенькова.
По информации местного УФСИН, в понедельник никаких жалоб на здоровье от заключенных не поступало, а состояние здоровья уже лежащих в больнице пациентов в настоящий момент удовлетворительное. Врачи пока не исключают версию о пищевом отравлении: до того как медики точно определят происхождение инфекции, пройдет 3—4 дня. За это время анализы будут обработаны в лаборатории на наличие кишечной группы инфекций.
Впрочем, у матери бывшего заключенного саратовской колонии № 13, погибшего в конце апреля, и представителя проекта против пыток и насилия «Гулагу.нет» в Саратовском регионе Ларисы Сотниковой другое мнение по этому поводу.
«Заключенных накормили некачественной пищей, и поэтому они попали в больницу», — уверена она.
По словам правозащитницы, сразу после этого случая арестанты из СУСа (строгие условия содержания) и ШИЗО (штрафной изолятор) объявили голодовку в знак протеста против некачественной пищи и бесчеловечного отношения. «Из них двое заключенных по фамилии Муругов и Жуплев вскрыли себе вены, и их госпитализировали», — уточнила Лариса Сотникова.
В региональном ведомстве УФСИН эту информацию опровергли: «В колонии все спокойно, обстановка стабильная».
Впрочем, руководитель правозащитного проекта «Гулагу.нет» Владимир Осечкин тоже подверг сомнению официальную информацию УФСИН. Осечкин считает, что наиболее вероятна версия пищевого отравления. «Если бы это была инфекция, там было бы сотни больных уже», — заявил правозащитник «Газете.Ru». «К сожалению, те нормы питания, которые заданы правительством, зачастую в исправительных колониях не исполняются, а продукты питания, указанные в нормативе (мясо, рыба, яйца, натуральное молоко), заменяются искусственными ингредиентами», — пояснил он. По его словам, в случае если у больных подтвердится отравление, должна быть созвана специальная комиссия, чтобы проверить продукты, которыми кормят заключенных, условия работы поваров и условия хранения продуктов. «По нашей информации, сами кухни могут быть не оборудованы кондиционерами, и в июльскую жару в таком регионе, как Саратов, продукты могут испортиться на кухне или же их привозят испорченными и после разморозки», — сообщил Осечкин.
«Администрация колоний старается подавить волю заключенных и скрыть их жалобы на материально-бытовые условия именно там, где на самом деле существуют системные нарушения прав заключенных, в том числе на надлежащее материально-правовое обеспечение и нормальное питание», — говорит правозащитник.
Обстановка в исправительной колонии № 13 в Саратовской области стала одной из часто обсуждаемых тем в СМИ начиная с мая этого года, когда там погиб 26-летний заключенный Артем Сотников. По словам его матери и других заключенных, в колонии широко практикуются пытки в отношении заключенных, которые отстаивают свои права, и Сотников стал первой жертвой сотрудников колонии. Официальные причины смерти Сотникова пока неизвестны. После этого случая руководителя колонии Вадима Бочкарева отстранили от работы на время служебной проверки по факту гибели заключенного, и сейчас во главе исправительного учреждения стоит бывший руководитель областной туберкулезной больницы Андрей Аношин.