В пятницу Челябинский областной суд завершил оглашение приговора местным криминальным авторитетам и их подручным, которые в августе 2010 года с арматурой, битами и «травматикой» напали на посетителей рок-концерта в Миассе. Судья Игорь Зубенко два дня зачитывал вердикт по уголовному делу, объем которого составил 73 тома. В пятницу в областном суде было многолюдно, пришли родственники и друзья 13 подсудимых.
Не пришел только один из основных фигурантов дела о драке 24-летний Андрей Изместьев, вместе с 36-летним Робертом Назаряном и 25-летним Константином Катаевым, по версии следствия, он организовал драку.
Изместьев был выпущен из СИЗО под залог. Вместо него в суд была доставлена медицинская справка, из нее следовало, что подсудимого срочно госпитализировали. В четверг, когда судья начал зачитывать установочную часть судебного акта, Изместьев еще присутствовал в зале заседания и, соответственно, слышал, что суд вынес обвинительный приговор, хотя еще не знал строгость наказания.
В целом суд поддержал обвинение Назаряну, Катаеву и Изместьеву. Им вменялось возбуждение ненависти, унижение достоинства человека и группы лиц по признаку принадлежности к социальной группе, публично, с применением насилия (п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ). Как пояснили «Газете.Ru» в Следственном комитете, посетители рок-фестиваля были признаны «социальной группой». Суд исключил только формулировку «совершенные организованной группой». Кроме того, суд признал вину Назаряна, Катаева и Изместьева в организации массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ).
В отношении десяти других подсудимых судья Зубенко согласился с обвинением «участие в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием» (ч. 2 ст. 212 УК РФ).
Ранее гособвинитель Алексей Лихачев объяснил фабулу преступления: 28 августа 2010 года около 19.30 пятеро посетителей рок-фестиваля зашли в летнее кафе (шашлычную), открытое по случаю концерта криминальным авторитетом из Миасса Робертом Назаряном. Последний в этот момент выпивал с друзьями, тоже криминальными авторитетами со всей Челябинской области. Заметив, что посетители заняли один из столиков, стали распивать и поедать продукты и спиртное, принесенное с собой, Назарян оскорбился и потребовал, чтобы они ушли. Посетителей насильно выставили вон из кафе. Выставленные посетители обратились за помощью к своим знакомым. В 19.40 они вернулись в кафе и затеяли драку, впрочем, непродолжительную, так как вмешалась охрана фестиваля. Назарян не унимался, вместе с Изместьевым, Катаевым и Александром Гирей (объявлен в розыск) они решили «отомстить рокерам».
Назарян поручил организовать сбор участников массовых беспорядков из числа жителей Миасса своим знакомым Изместьеву и Катаеву. Гиря занимался сбором в Челябинске. «29 августа около 18.00 организованной колонной из не менее чем 29 автомобилей молодые люди приехали на фестиваль, где, оголив торсы, во время выступления рок-группы внезапно напали на публику», — говорится в сообщении пресс-службы суда.
«Организаторы бросались лозунгами «Наказать волосатых», «Панки — нелюди», «Поставить на колени фестиваль», — рассказал гособвинитель Лихачев.
Нападавшие ворвались на фестиваль, когда там выступала группа «Тараканы». Вокалист Дмитрий Спирин, выступавший в суде в качестве свидетеля, признался, что события развивались молниеносно и группа не сразу поняла, что происходит. Гостей фестиваля избивали битами, металлическими прутьями, использовали травматические пистолеты.
По разным данным, нападавших собралось от 80 до 100. Это нашло отражение в приговоре суда: «среди как нападавших, так и потерпевших были не установленные следствием лица, то есть участников побоища было гораздо больше, чем фигурирует в рамках данного уголовного дела». Потерпевшими по делу были признаны 39 человек, они были установлены также по видеозаписям.
«Сколько на самом деле человек пострадало — неизвестно», — заявляла в суде представитель гособвинения Галина Чеблакова.
Нападавшие успели скрыться до приезда полиции. Как сообщили в Следственном комитете, выйти на след предполагаемых преступников помогли фотографии и видеоролики, снятые посетителями фестиваля. К тому же нападавшие попали в объектив четырех камер видеофиксации по дороге на концерт. Среди нападавших оказались жители Башкирии, Свердловской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Так, например, участник Шамиль Шакбанов был задержан в январе 2011 года в Дагестане. Семь обвиняемых ожидали суда под стражей больше года, четверо были отпущены под залог, двум была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
В пятницу судья огласил сроки: Назарян был приговорен к шести годам лишения свободы, Катаев и Изметьев — 5 и 4 с половиной годам заключения соответственно.
Остальные — Михаил Александров, Евгений Васильченко, Дмитрий Горбунов, Виталий Досаев, Андрей Курдюков, Артем Муллагалиев, Денис Пензин, Алексей Попов, Евгений Постников — получили по три года лишения свободы в колонии общего режима, как участники.
И только участник Шамиль Шахбанов получил четыре года строгого режима в связи с отягчающими обстоятельствами. Он 2008 году был судим за грабеж, «новое преступление было совершено им в период непогашенной судимости».
Суд частично удовлетворил иски о компенсации морального вреда, заявленные 25 потерпевшими. С подсудимых взыскали около 1 миллиона рублей.
По делу были заявлены несколько исков о возмещении материального ущерба, но точной суммы истцы не назвали. Эти иски суд оставил без рассмотрения.
Гособвинение настаивало на куда более суровом наказании: организаторам — от 11 до 12 лет, участникам — от 5 до 8. «Организованная оголтелая толпа напала на ни в чем не повинных отдыхающих людей, которые приехали на праздник и слушали выступление рок-группы. Напали внезапно, неожиданно, со спины», — заявляла Чеблакова.
Адвокаты большинства подсудимых и их подзащитные просили переквалифицировать обвинение на «хулиганство, совершенное группой лиц» (ч. 2 ст. 213), предполагающее более мягкое наказание.
Защитники некоторых настаивали, что их подзащитные участвовали в побоище, но не из-за неприязни к рокерам как социальной группе: они шли разбираться с конкретными людьми, которые избили Назаряна.
Назарян и его защитники просили его полностью оправдать, заявляя, что тот сам является потерпевшим: «скинхеды избили его и нанесли ущерб его кафе». Назарян в свою защиту никого не собирал, это, по словам подсудимого, сделал некий другой мужчина, который в настоящее время находится в розыске (вероятно, Гиря). Требовал оправдания и Катаев: он утверждал, что 29 августа 2010 года находился дома, ходил в баню и беспорядки из бани не организовывал.
Адвокат Шахбанова Владимир Решетников уже заявил «Газете.Ru», что будет обжаловать решение суда.