С 1 июля в стране вступили в силу новые тарифы на услуги ЖКХ. А через два месяца тарифы вырастут еще раз. Поэтапное изменение цен на «коммуналку» предусмотрено постановлением правительства РФ. Непосредственным установлением тарифов, нормативов и надбавок на жилищно-коммунальные услуги занимаются региональные власти.
В Москве в зависимости от услуги и типа жилья горожане будут платить за «коммуналку» на 3–25% больше. Тарифы на услуги ЖКХ в Москве, по сообщению департамента экономической политики столицы, вырастут на 9,7% с 1 июля и на 1,7% с 1 сентября. В первую «волну» роста тарифов в Москве газ подорожал на 15%, электроэнергия — на 6%, холодная вода – на 10%, горячая – на 6%, тепло – на 4%. Наиболее существенно – сразу на четверть – подорожали квартплата и техническое обслуживание жилых домов.
Постоянное повышение тарифов чиновники объясняют инфляцией и увеличением затрат ресурсоснабжающих организаций. Изменение и без того немалой суммы в платежке — вещь привычная, но всякий раз неприятная. И вызывающая у потребителей жилищно-коммунальных услуг мысли о том, как же все-таки сэкономить при их оплате.
Традиционно среди путей экономии называется использование приборов учета воды, газа и тепла, при котором оплачиваются не нормативные, а реальные объемы их потребления. А также замена однотарифного счетчика электроэнергии на двухтарифный.
Однако, по мнению председателя Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрия Янина, реальную экономию дают только счетчики горячей и холодной воды. Остальные просто не окупаются. Например, при переходе на двухтарифный счетчик электроэнергии придется заплатить за сам прибор, его установку и постановку на учет. И расходы эти окупятся не раньше, чем через несколько лет. А для установки счетчиков тепла подходит далеко не все функционирующие в многоквартирных домах системы отопления.
В целом, счетчики более всего выгодны тем, кто часто и надолго уезжает из дома, или тем, у кого в квартире зарегистрировано много людей. Кроме того, при отсутствии более 5 дней жильцы имеют право на перерасчет коммунальных услуг – для этого необходимо в течение месяца после возвращения предоставить в управляющую компанию или ТСЖ подтверждающие документы. Но это правильнее было бы назвать не экономией, а рачительным отношением.
Можно еще не платить за пользование общей антенной и радио, подав заявление об их отключении. Правда, как отмечает Янин, процедура отказа от этих благ цивилизации очень бюрократична.
На этом индивидуальные возможности экономии заканчиваются. «Силами одной семьи, действительно, много не сэкономишь, но вот если сорганизоваться, то в масштабах всего дома можно добиться вполне ощутимых результатов», — считает сопредседатель движения «Жилищная солидарность» Дмитрий Катаев.
При этом, речь идет как о ресурсосбережении, так и о контроле за тем, как управляющая организация расходует собираемые с жильцов средства.
Возможность повлиять на свои расходы у собственника жилья появляется на стадии общего собрания жильцов, когда утверждаются ставки оплаты содержания и текущего ремонта общего имущества, составляется перечень работ, определяются сроки использования ресурсов в отношении сезонно-изменяемых услуг, отмечает эксперт. А также, когда управляющая компания отчитывается за проделанную работу. И, обнаружив в смете расходов на свой дом виртуальные услуги (например, ремонт крыши или промазку швов), следует требовать перерасчета или отказываться от оплаты до тех пор, пока эти работы не будут действительно выполнены.
Кроме того, жители в любой момент могут собрать общее собрание и отказаться от услуг не устраивающей их управляющей компании, напоминает эксперт.
Что касается экономии на потреблении ресурсов, то львиную ее долю дают общедомовые счетчики и мероприятия по энергосбережению, считает представитель правления ТСЖ «Арбатец» на Крутицкой набережной Людмила Кайсарова. Как рассказала Кайсарова, затеяв капремонт по городской программе софинансирования, ТСЖ, первым делом, «привело в чувства» инженерные системы дома. В частности, был разработан новый проект для системы центрального отопления, просчитано необходимое число секций для каждой батареи, установлены терморегуляторы. «Одновременно мы заменили окна и провели утепление фасада, перестав отапливать улицу (керамико-гранитная система навесного вентилируемого фасада позволяет дому сохранять зимой тепло, а летом прохладу), – рассказала Кайсарова. — Но главное — установили в подвале автоматизированный узел управления теплом. В итоге, наш дом в этом году сэкономил по сравнению с тарифом 208 тыс. рублей. Возможно, это и не очень большая сумма. Но для нас важна не только экономия, но и комфорт и безопасность нашего дома».