В пятницу петербургский городской суд вынес окончательный приговор по делу нелегала-гастарбайтера Озода Эрнапасова, изнасиловавшего и зарезавшего девятилетнего мальчика. Обвиняемого на последнем заседании не было: накануне в изоляторе он пытался перерезать себе вены и повеситься, но остался жив и попал в тюремную больницу. Последнее заседание было быстрым: оно заняло не больше часа.
Судья Ольга Граудинь зачитала приговор, согласно которому Эрнапасов был приговорен к пожизненному лишению свободы.
Прокуратура осталась удовлетворена таким решением. По словам гособвинителя, предыдущий приговор «был несправедлив вследствие чрезмерной мягкости назначенного наказания». (В январе 2012 года Эрнапасов получил 20 лет. Это решение вызвало возмущение со стороны родственников погибшего мальчика. Прокуратура Петербурга опротестовала приговор в Верховном суде. В итоге дело вернули на новое рассмотрение в городской суд — «Газета.Ru»). Мнение Эрнапасова и его адвоката узнать не удалось. Впрочем, гастарбайтер наверняка будет обжаловать это решение. Его не устроил и первый приговор горсуда, который он счел слишком строгим.
«Я убежден на сто процентов, что и этот приговор он обжалует», — сказал «Газете.Ru» гособвинитель Максим Иванов. В то, что осужденный действительно пытался покончить с собой, обвинение не верит.
По словам Иванова, своей демонстративной попыткой суицида Эрнапасов хотел доказать, что невменяем, чтобы суд отправил его на принудительное лечение.
«При принудительном лечении каждые шесть месяцев проходят переосвидетельствование, по результатам которого могут просто выпустить на свободу, — говорит Иванов. — Позиция здесь совершенно понятна и логична». Ранее психолого-психиатрическая экспертиза показала, что Эрнапасов здоров, способен адекватно воспринимать действительность и отвечать за свои поступки. При этом медики выявили у него наркозависимость, алкоголизм и «расстройство сексуальных предпочтений в форме педофилии».
Впрочем гастарбайтер не только насиловал и убивал мальчиков. На оглашение приговора пришла потерпевшая по другому эпизоду его дела — жительница Петербурга Наталья Кузнецова. Незадолго до убийства Эрнапасов обокрал ее, когда делал ремонт. Из комнаты женщины в коммуналке пропали драгоценности на 12 тысяч рублей. «Я считаю решение суда справедливым, — сказала Кузнецова. — Пусть знают гастарбайтеры, что нельзя нас насиловать, убивать, обкрадывать. Вести надо себя как люди!»
Родственники погибшего мальчика также были удовлетворены решением горсуда.
Выяснилось, что они даже отказались от иска по возмещению морального вреда в 1 млн рублей. Это было сделано для того, чтобы у суда не осталось возможности смягчить приговор.
Громкое преступление произошло в сентябре 2010 года во дворе дома 18/2 на Республиканской улице. По данным следствия, Эрнапасов делал ремонт в одной из комнат коммунальной квартиры. Около полудня он вышел во двор, подошел к двум мальчикам, игравшим на детской площадке, познакомился с ними и пригласил одного из них — Дмитрия — в коммуналку, где он ремонтировал комнату. Преступник заманил жертву, пообещав показать ему таксу и «светящийся меч». В квартире в тот момент никого не было.
Эрнапасов жестоко избил ребенка, изнасиловал и несколько раз ударил ножом кричащего мальчика — в спину, живот и грудь.
Тем временем третьеклассника начали искать родители, которым друг мальчика рассказал о «странном дяде». Они вызвали полицию. Наряд и родственники ребенка ворвались в коммуналку, когда изрезанный мальчик истекал кровью в кладовке, куда его спрятал педофил. Спасти жертву гастарбайтера не удалось — ребенок умер в машине «скорой помощи». От расправы Эрнапасова уберегли только полицейские.
Преступление вызвало огромный резонанс. Выяснилось, что 24-летний гражданин Узбекистана Озод Эрнапасов находился в Петербурге нелегально.
Процесс по его делу был закрытым. Эрнапасову инкриминировали сразу три преступления: насильственные действия сексуального характера, убийство малолетнего, совершенное с целью сокрытия другого преступления, и кража с причинением значительного ущерба гражданину.
В январе 2012 года судья Анна Садофьева приговорила его к 20 годам колонии строгого режима. Родственники погибшего мальчика были возмущены решение суда и подали на апелляцию. Прокуратура также обжаловала приговор. Пересмотреть дело требовал и сам Эрнапасов. Он был убежден, что 20 лет для него — чересчур много. В апреле 2012 года Верховный суд постановил, что дело должно быть пересмотрено иным составом судей в петербургском городском суде. Повторный процесс начался в мае. Первое заседание проходило бурно. Бабушка мальчика посылала проклятия насильнику: «Ты забрал моего внука! Чтоб ты сдох скорее, сволочь!» — кричала она. Эрнапасов не реагировал. Во время суда он не раз пытался симулировать психическое заболевание — говорил, что изнасиловать и убить ребенка ему велели некие «голоса».